Траверса вместо коромысла
Увлекательный сценарий придумали организаторы конкурса для практической части. Машинисту мостового крана нужно было "прокатить" на траверсе, с виду похожей на коромысло, два ведра, до краёв наполненные водой. Причём доставить необычный груз не по ровной линии, а змейкой объехать пять стоек. В сложном комплексе операций стропальщику отводились не менее серьёзные задачи. Он помогал машинисту забирать со стеллажа траверсу - грузозахватное приспособление между крюком крана и грузом, цеплял вёдра, знаками подавал команды - когда и куда ему ехать, где встать, как перемещать груз. Точно так же звено взаимодействует и в условиях реального производства.
Стропальщик во многом напоминает регулировщика на дороге - без его команд машинист крана не имеет права начинать движение. Ну а чтобы конкурсные вёдра не раскачивало из стороны в сторону и не крутило каруселью, парни-стропальщики издали выравнивали их длинным багром, ведь находиться в опасной зоне и прикасаться к подвешенному грузу руками строжайше запрещено по технике безопасности.
"Фигурное катание"
Со стороны интересно было наблюдать, как плавно машинисты выполняли виражи на высоте, бережно везли, поднимали и опускали вёдра, не пролив ни капли воды. Понятно, что за видимой лёгкостью - большое личное мастерство. Финальная точка часто получалась красивой: опускались ёмкости с водой точно в цель - в два очерченных красной краской круга. Фигурное катание машиниста на мостовом кране и его полное взаимопонимание со стропальщиком, безупречно владеющим знаковой сигнализацией, иначе, чем выступлением дуэта промышленных виртуозов, не назовёшь. А таких асов на конкурсе насчитывалось аж двадцать два звена.
Мостовой кран и площадка в учебном пункте "Персонала" на территории комбината, где обычно ведут подготовку машинистов крана и обучают комбинатских технологов второй профессии стропальщика, полностью имитировали производственные условия.
Джойстики на кране
- Все участники конкурса хорошо справились с выполнением задания, - рассказывает мастер производственного обучения КЦПК "Персонал" Лариса Курленко. - Радует, что на конкурсе много молодёжи, которая обладает опытом и имеет высокую квалификацию. Накануне все желающие обкатали учебный кран. Он хоть и служит у нас давно, но начинку имеет самую современную. Когда на комбинате стали внедрять новейшую технику, мы решили: негоже отставать. В 2009 году полностью обновили на своём кране систему управления: убрали устаревшие магнитные контроллеры, установили частотный преобразователь - и механизмы крана стали управляться джойстиками, поставили современное удобное кресло для машиниста. Словом, сделали всё, чтобы идти в ногу с ММК. Так что сегодня управление на кране в учебном пункте "Персонала" в точности, как на кранах, к примеру, девятого или одиннадцатого листопрокатных цехов…
До сих пор на конкурсах профмастерства в "Персонале" использовали привычный рулон металла. Впервые в этом году задание усложнилось: чтобы без рывков и резких торможений провезти вёдра с водой во всех смыслах на высоте, необходимо быть настоящим асом.
Человеческий фактор
За выполнением работ наблюдали представители управления охраны труда и промышленной безопасности ММК. Ведущий инженер Алексей Рязанов когда-то сам работал машинистом крана, а в службе охраны труда не один год занимался надзором за безопасной работой грузоподъёмных машин.
- Мостовой кран - объект повышенной опасности, поэтому к работающим на нём людям предъявляют особые требования, - отмечает Алексей Рязанов. - Специалисты нашего управления ежедневно контролируют производственные объекты, в том числе следят за выполнением крановых операций, где человеческий фактор играет решающую роль. И на конкурсе учитываем абсолютно всё: наличие спецодежды и обуви, подачу звонков перед началом любой операции, чётко ли стропальщик даёт команды машинисту крана и не попадает ли он в опасную зону под грузом. Уровень подготовки конкурсантов хороший. Чувствуется, что выступают профессионалы.
При оценке работы звена комиссия учитывала многие критерии: производительность, то есть скорость - на задание отводилось пятнадцать минут, точность выполнения операций с правильной установкой груза и его перевозкой без ударов и раскачиваний, согласованность действий производственного дуэта.
- Специальность машиниста крана востребована. А качество работы зависит, прежде всего, от способностей и талантов управлять механизмами, - говорит член конкурсной комиссии ведущий инженер УГЭ ОАО "ММК" Юрий Малов. - Надо отдать должное выступающим на конкурсе женщинам - они очень плавно, более слаженно и в то же время быстрее, чем мужчины, управляют краном. А в целом уровень подготовки участников высокий. Стропальщики и машинисты показали свою взаимосвязь, умение понимать друг друга и работать в команде. Соревнования на конкурсе получились зрелищными и интересными для самих участников - за это спасибо организаторам из КЦПК "Персонал".
Цеховой тандем
Машинист крана Анастасия Молчанова и вальцовщик стана "5000" Павел Швидчиков, имеющий вторую профессию стропальщика, работают в девятом листопрокатном цехе с его пуска. Их производственному тандему похожие операции доводится выполнять часто.
- Настя хорошо чувствует кран, быстро понимает команды стропальщика, - отмечает профессиональные достоинства своей напарницы Павел.
Работает Настя на мощном кране, грузоподъёмность которого достигает четырёхсот тонн. На вальцешлифовальном участке от неё требуется очень тонкая работа, связанная со сборкой опорных и рабочих валков, где зазоры - в считанные миллиметры, и, управляя большим краном, нельзя допустить ни одного неверного движения. Во время перевалки она перевозит валки, на загрузке печей - слябы.
- Очень нравится работать в цехе: краны в ЛПЦ № 9 новые, удобные. Коллектив молодой и слаженный, - улыбается Настя. - Ещё со стройки начинали, так что за несколько лет все в бригаде хорошо сработались. От конкурса тоже приятное впечатление. Если знаешь инструкцию, ничего сложного нет.
А вот представительница цеха подготовки аглошихты ГОП Ольга Федотова не каждый день бывает в кресле машиниста крана. Как и её напарник по конкурсу Константин Рубан, показавший навыки стропальщика. На производстве они имеют дело с конвейерами, обладая вторыми профессиями. Накануне конкурса звено горняков потренировалось в "Персонале", поэтому выступило очень ровно: с заданием справились вовремя и воду не расплескали.
- Конкурс хорошо организован, всё понравилось, - отмечают Ольга и Константин. - Корпоративный автобус привёз участников на комбинат. Пока ждали своей очереди, всем предлагали горячий чай и бутерброды. Специалисты "Персонала" даже успокаивали и поднимали настроение, ведь участники волновались перед выступлением.
Лучшие звенья
Победителей и призёров определили по сумме баллов практического задания и теоретического этапа, который состоял из компьютерного тестирования по пятидесяти вопросам.
Первое место и звание "Лучшее звено: машинист крана - стропальщик-2013" завоевали Алексей Сазонов и Сергей Борисов из сортового цеха. Второе место заняли Анастасия Молчанова и Павел Швидчиков из ЛПЦ
№ 9. На третьем месте - Марина Шарабарина и Ольга Герасимова из ОАО "ММК-МЕТИЗ". В номинации "Перспектива" победил Тимур Юмабаев - ЗАО "Механоремонтный комплекс". В номинации "Приз зрительских симпатий" лучшими признаны Винера Сагадеева и Вадим Байгадамов - ЗАО "МРК". В номинации "Лучший стропальщик" победу одержал Рустам Альбеев - кислородно-конвертерный цех. Номинацию "Лучший машинист крана" выиграл Дмитрий Аввакумов - доменный цех.