Мария Вячеславовна с удовольствием рассматривает музейные экспонаты: украшенные серпами и молотами Почётные грамоты за победы в трудовых соревнованиях и досрочно выполненные пятилетки, переходящие знамёна… «Словно в молодость вернулась», – улыбается женщина. В атмосфере советского прошлого и думается, и вспоминается легко. А вспомнить ей действительно есть о чём. Мария Вячеславовна Устинова – представитель, а точнее – родоначальник трудовой династии. Почти вся её родня трудилась и трудится на ММК, так что комбинат, без преувеличения, важная часть её биографии.
В музей Мария Вячеславовна пришла не с пустыми руками. В объёмном пакете – вся трудовая жизнь её мужа Алексея Всеволодовича. Перебирая его фотографии и трудовые награды, она, волнуясь, рассказывает, как летом 1956 года семнадцатилетним пареньком её Алёша приехал в Магнитку из Калужской области.
– Отца в 1944 году убили на фронте, поэтому мать растила его одна. Работала она наборщицей в типографии, так что жили скромно. В Магнитку Алексей приехал по приглашению родного дяди, который поддерживал сноху с племянником после гибели брата, – в ворохе старых снимков Мария Вячеславовна отыскивает фото молодого Алексея – статного улыбчивого парня, словно сошедшего с киноафиши 50-х годов, и продолжает рассказ. – Ему всегда нравились станки, механизмы, поэтому и поступил в МГМИ на механический факультет, но по «жизненным обстоятельствам» институт пришлось бросить. Куратор группы посоветовал идти в ремесленное училище № 6, где он освоил профессию токаря.
Первым и единственным местом работы Алексея Устинова стал основной механический цех ММК, где он трудился с 1957 по 2002 год – до выхода на пенсию. Жил в интернате для молодых рабочих, занимался штангой, лёгкой атлетикой, отлично катался на коньках. Увлечение спортом совмещал с общественной работой и считался в цехе душой компании.
– Познакомились мы в цехе, – вспоминает Мария Вячеславовна. – Училась я в школе № 34 с производственным уклоном, где помимо общеобразовательных были ещё и уроки труда, где мы изучали токарное дело, работу строгальщиков, сверловщиков. Попробовав себя в каждом из направлений, я стала учиться на токаря. На одно из занятий пришёл начальник малотокарного отдела основного механического цеха. Посмотрел, кто как работает. Потом предложил мне перейти в цех, а обучение продолжить в вечерней школе. Так я в семнадцать лет оказалась на ММК. Родители поддержали моё решение, так как семья была большая – пятеро детей, мама, бабушка, а из кормильцев только папа.
В бригаде к вчерашней школьнице отнеслись тепло. Показали рабочее место, познакомили с техникой безопасности и «прикрепили» к опытным токарям. Работали на обычных станках, если требовалось подвинуть суппорт или перевернуть резцедержатель, все манипуляции выполняли вручную. Глядя на хрупкую Марию Вячеславовну, трудно представить, как она играючи управлялась с внушительным токарным станком.
– У нас были две женщины-револьверщицы, которые сразу делали рассверловку и нарезку резьбы в гайках, – рассказывает Мария Вячеславовна. – Револьверщицы, потому что станки у них были токарно-револьверные. Они очень помогали мне на первых порах. Много было женщин, работавших в цехе со времён Великой Отечественной войны. Они вспоминали, как трудились по четырнадцать–шестнадцать часов, точили заготовки для снарядов. А лет им тогда было, как и нам, – шестнадцать-семнадцать.
Станки в цехе стояли в три ряда, один из них был девичьим, два – мужскими.
Возле каждого – деревянные подставки. В войну они позволяли подросткам дотягиваться до станков, в мирное время спасали от травматизма – железный пол, залитый машинным маслом, превращался в настоящий каток. Нередко представители «мужской стороны» под предлогом «подсказать и посоветовать» оказывались на девичьей территории. Знакомились, шутили, назначали свидания. Более опытные в житейских делах работницы цеха предупреждали юную Марию, чтоб остерегалась ухаживаний Алексея Устинова: видный, спортивный, чубатый – вмиг закружит голову.
– Я была активной и в общественной жизни и в труде, у меня всё горело в руках, – отмечает наша героиня. – Входила в комсомольскую организацию цеха, участвовала в организации различных соревнований, туристических слётов, концертов. Алексей поддерживал все мои начинания, так как и сам был активным, лёгким на подъём. От обкома комсомола в 1964 году мне дали путёвку в Венгрию. Когда вернулась, он сделал мне предложение. Зарегистрировались мы втихаря, а потом уже сообщили родителям. Праздновали свадьбу дома, в числе гостей – моя и его бригады. Гуляли три дня.
В пятидесятых–шестидесятых годах любимым местом отдыха магнитогорской молодёжи был парк Металлургов на левом берегу. Встречались после работы на центральной проходной ММК и гурьбой шли пешком по проспекту Пушкина до парка. Неподалёку располагался кинотеатр «Магнит», где можно было вкусно перекусить и послушать живую музыку – перед каждым киносеансом выступал оркестр.
– По состоянию здоровья мне пришлось перейти из токарей в разметчицы, – вспоминает Мария Вячеславовна. – Нам привозили детали, которые мы мазали жидким мелом и согласно чертежам специальным инструментом наносили на них разметку. Далее они отправлялись к сверловщикам или фрезеровщикам. В цехе я отработала около девяти лет, а муж – 46. Работу он очень любил. Все эти грамоты, знаки, медали, благодарности – за его труд. Но главным для Алексея были вовсе не награды, а удовлетворение от любимого дела. Мы всегда считали себя богатыми людьми, но богатство наше заключалось не в деньгах, а в двух детях и четверых внуках. Дочери и внук работают на комбинате и в его дочерних структурах.
Дочь Марии и Алексея Устиновых Ольга по совету родителей поступила в МГМИ на механический факультет. Получив диплом инженера-механика, по распределению уехала в Омск. Вернувшись в Магнитогорск, устроилась в ЦЭТЛ, где и работает вот уже 31 год. Видимо, постоянство и преданность любимому делу передались генетически, смеётся Ольга Алексеевна. Её муж, к слову, тоже несколько лет отработал токарем в основном механическом цехе.
– У нас почти вся родня имеет комбинатскую биографию. Двое маминых братьев и их жёны работали в третьем листопрокатном цехе, ещё один брат более полувека трудился сварщиком на различных участках ММК. Сейчас династию продолжают их дети, – перечисляет Ольга Алексеевна – А если учесть ещё снох и зятьёв…
– Всегда говорила своим детям, внукам, племянникам: держитесь за комбинат, – резюмирует Мария Вячеславовна. – Сейчас многие говорят, что работать на производстве непрестижно, будущего там нет. Это неправда. Всё зависит от людей.