ПОКОЛЕНИЕ СЕГОДНЯШНИХ выпускников называют первым «комплектным» в стране почти за столетие. У ребят есть полный набор родни – дедов и бабушек, отцов, тетушек, двоюродных братьев и сестер. Но пригодится ли им фамильный опыт нескольких поколений?
Женя Новиков после школы намерен поступить в технический университет на строительную специальность. Вообще-то у него есть возможность выбора из трех разных профессий, к которым лежит душа. Вместо студенческой скамьи можно совершенствовать навыки работы с деревом – в школе на уроках труда он любил возиться с древесиной. А еще – сделать ставку на то, чем он живет и зарабатывает уже несколько лет: ди-джейскую практику. Пока Женя далеко не загадывает, просто готовит запасные аэродромы. И в ближайшие годы надеется совершенствоваться в клубной работе. Она сейчас востребована, а ди-джейский «легкий» хлеб перестал вызывать раздражение, рассказывает Алексей Корсаков, Женькин зять – муж родной сестры. Алексей в клубном бизнесе с начала девяностых, в ди-джеях, как и шурин, лет с четырнадцати-пятнадцати. Ему есть с чем сравнивать: когда он, еще учеником училища № 66, окунулся в дискотечную жизнь, хамить ди-джею считалось хорошим тоном. За десятилетие качественно выросла культура развлечений, и Алексей без опасений предложил Жене ди-джейскую карьеру, когда в его клубе появилась вакансия. Теперь он неуловимо присутствует в Жениных взглядах на жизнь, вкусах, биографии и планах на будущее. Похоже, ему такая ответственность не в тягость: он по-родительски видит в парне свое повторение. На встречу с корреспондентом они пришли вдвоем, да и рассказывал о Жене больше зять – у самого выпускника не хватает биографии и житейской практики, чтобы подытожить собственный опыт. Спрашиваю:
– Зачем вам второй взрослый ребенок, когда свой маленький растет?
– Он мне, скорее, как брат. Я старше – наставник, – после короткого размышления отвечает Алексей. – Мне вообще в Новиковых очень нравится семейственность. У них бабушку, давно умершую, до сих пор поминают добрым словом. За старым дедушкой, он с полгода тому назад умер, долго ухаживали всей семьей – и дети, и внуки. Правнук родился – все жалеют, что дед не дожил. У нас с Женей потому и получается сотрудничество, что семья очень слаженная.
Сестра, вспоминает Женя, даже в школу по вызову учителя приходила вместо родителей, случалось, что и дома прикрывала.
Родители не возражали, когда Алексей предложил Жене работать. Поставили только условия: чтобы не мешало учебе и чтобы никакого негативного влияния. Безопасность Алексей обеспечил: работают вместе, до дома он шурина привозит сам. За учебу бились вдвоем: зятю случалось корпеть над учебниками вместе с Женей, чтобы объяснить непонятное. В школе поначалу тоже опасались, что ночные дискотеки будут препятствием для учебы, но парни справились. Если не считать короткого периода, когда кривая успеваемости покатилась вниз и родители пригрозили пресечь совмещение, да еще эпизода, когда Женя заснул на уроке. Не высыпался: работа порой заканчивается заполночь, а после нужно еще аппаратуру перенести…
А насчет негатива – смотря что считать вредным влиянием? Не употреблять на работе спиртное – ди-джейский кодекс чести. Соблазнов на свадьбах и корпоративных вечеринках много – иной гость считает праздник неудавшимся, если пьяны не все, и будет настойчиво навязывать рюмку. Сдался ди-джей, не сумел отшутиться и вежливо отклонить предложение – пропал. У Жени с этим проблем нет: Алексей с первого дня научил, как вести себя, когда угощают. Другое дело – окружение, атмосфера, философия вечера: ночная жизнь взрослых, оборотные стороны клубной жизни, недетские развлечения – стриптиз, например, обозначенный у Алексея на визитке через запятую с РR-акциями, свадьбами, лотереями и фокусами. Все – на виду у несовершеннолетнего.
Алексей не видит в этом проблемы: к Женьке грязь не липнет. Кое-что любопытно было поначалу, теперь – просто составная часть работы. В семье, видимо, с этим согласны. Алексей считает Женю лучшим из своих ди-джеев. Пригласил его наудачу: «жокейской» практики у мальчишки не было – заменой стали азартный характер, спортивная собранность, общительность, интерес к технике и – привлекательная внешность. Это для дилетанта профессия ди-джея состоит в подборе мелодий. На деле его задача – раскачать публику до состояния подъема, до выплеска энергии. Для этого надо поймать настроение гостей, а они – народ часто разновозрастный и разновкусовой.
Вечер порой начинается с запроса: «Поставь что-нибудь этакое!..» или «Другое что-нибудь». Ди-джей встречно включает наводящий «вопросник»: из какого направления – зарубежные, ретро, современные, народные, диско, барды? Дальше – предложение конкретных групп и мелодий: «Чингисхан», «Модерн Токинг», «Бэд блю бойз», «Шаланды», «Я милого узнаю по походке». Клиент доволен: сам выбрал. Хотя с самостоятельным выбором надо осторожнее. Как-то юбиляр, хозяин вечера, попросил поставить принесенную им кассету религиозных песнопений. Как ни стонали гости: «Перестань, мы пришли тебя поздравить!» – сидел на эстраде и наслаждался. Один. Вот после таких историй и отказываются ди-джеи крутить на праздниках блатную музыку, «кислоту», рэп, «металл» и прочее, что на любителя. Чаще всего ди-джей Евгений – только так его представляет гостям Алексей – начинает с джазовой мелодии: хорошую импровизацию чувствуют даже те, кто не любит джаз. А общая закрутка праздника, как научил Алексей, – по эмоциональной нарастающей. На пике, вроде «Ты ж мене пидманула», заводятся все, даже если в другое время и слушать бы эту мелодию не стали. Высшая похвала ди-джею – когда после признаются: «Двадцать лет так не танцевал!» Правда, бывает, Алексею, как организатору вечера, сыплются благодарности за Женину работу, а сам ди-джей жалуется: не сумел, мол, сегодня их раскачать.
К неожиданностям тоже надо быть готовым: пьяный в поисках опоры может схватиться за аппаратуру и снести ее или тянется усилить-ослабить громкость, жаждет попробовать себя в роли ди-джея. А у того и без непрошеных помощников хлопот полон рот: настроить аппаратуру, быстро устранить неполадки, обеспечить качество звучания, заполнить «подложкой» паузу ведущего.
В школе Женя свое увлечение не афишировал – долгое время о нем знали только близкие друзья. Зависти не было: товарищи тоже работают. Конечно, не в школьных трудотрядах, подчеркивает Женя, там разве заработаешь? Мальчишки устраиваются через знакомых на места с ощутимой оплатой труда: в автомастерские, загородные зоны отдыха. Никуда не денешься: ценность труда нынче меряют заработком. Женя на свой не жалуется: за новогоднюю «путину» получает столько, сколько не всякий металлург за месяц заработает. И цену тратам знает, хоть и не жалеет денег на развлечения – каток и боулинг, аквапарк и кино. Даже в ночные клубы заглядывает: не надоела еще музыка. Больше того, Женя хотел бы совершенствоваться в «жокейской» работе: до профессионалов, которых знают по имени и стилю и которые сами создают музыку, ему далеко. Ему и Интернет интересен главным образом за возможность музыкальных поисков.
Со школой Женя попрощается профессионально: на выпускном отыграет свой музыкальный блок. Ему повезло еще в ученичестве твердо определиться с любимым делом. В остальном он мало чем отличается от сверстников: засыпает над книгой, но на ты с техникой и способен трудиться руками, головой и душой.
Все ли его способности будут востребованы через пятилетку?