АННА ПАШКОВА затрудняется дать церковное название своей профессии: не придумано.
По-мирскому это продавец-консультант в храмовой книжной лавке. Здесь она чувствует себя нужной. Но сейчас у нее, помимо книжных, забот невпроворот: идет Страстная седьмица перед Пасхой. Упаковка куличей и расфасовка меда, генеральная уборка лавки накануне торжества, беготня на склад, компьютерный набор документов, подготовка литературы – обычные предпраздничные хлопоты. Анну с детства пленяет красота служб, завораживает язык песнопений, восхищают церковное убранство и облачение. Как жаль, что большую часть праздничной службы всегда приходится пропускать: «Это значит, недополучить частичку благодати, – сетует Анна, – Но это и послушание: Господь все восполнит». А день, когда выносят плащаницу, для нее всегда особый, как предчувствие величественного события, приближения Пасхи. И пусть накануне в субботу трудный день с полным запретом на еду, но черные постовые платки сменяются белыми, а верующие старушки зачастую надевают красные – недаром Пасху издревле нарекли Красной. В этот же цвет окрашены яйца, и в этом – символ крестной смерти и самопожертвования Христа.
Любимый цвет у Анны – белый. За белизну она и зиму любит, особенно снегопады. А письма в родную Каменку недалеко от Пензы расцвечивает во все цвета радуги, оклеивает картинками или набрасывает рисунки – сказывается опыт «художки», в которой училась в школьные годы. Брат Александр пишет: такие письма даже в руки брать приятно. В последние годы они с братом не разлей вода. Это их младшая сестренка, семилетняя Даша, так сдружила. Прежде, бывало, дрались, а когда стали за маленькой смотреть, не до споров оказалось. В свое время родителей, помнится, даже близкие отговаривали от третьего ребенка, но мама слушать не стала: уж какие трудные годы в начале девяностых пережили – из Узбекистана пришлось уехать, жили на бабушкину пенсию, а старших детей подняли. Бог даст и младшую выпестовать.
К вере они приобщились всей семьей. Вначале мама сблизилась с сектой Иеговы, но вскоре обнаружила множество противоречий в их учении. Не получив ответа на свои вопросы, она вместе с семьей обратилась к православию. В воскресной школе тоже учились всей семьей. Теперь мама, как и дочь, работает при церкви в Каменке. Отец, владеющий самой христианской профессией – плотник, оставить работу не может: на нем семья, но по мере возможности помогает в храме.
С приобщением к вере появились и новые друзья. Бывало, из воскресной школы не расходились подолгу, а после провожали друг друга. В средней школе, а после в техникуме, где она выучилась на бухгалтера, посещению церкви не препятствовали. А когда у девушки появился диплом, подруга по воскресной школе – теперь уже матушка Юлия – пригласила в Магнитку. Договаривались на краткосрочный приезд, но и Анне здесь понравилось, и руки ее в лавке сгодились, и живет Анна при храме Вознесения Господня уже полгода.
Скорее всего, это ее временное жилье: Анна надеется поступить в вуз – еще не выбрала, в какой, и готова переехать в общежитие. Общаги она не боится: жили с родителями и в таком обиталище, а Бог дал добрых понимающих соседей. В студенческом общежитии, конечно, разный народ, но двадцатиоднолетняя Анна только-только из студенческой среды – и всегда находила понимание. Никто не осмеивал ее взглядов, с ее мнением о курении и сквернословии считались. Да и молитва многое сглаживает.
В ее душе живет любовь, но в подробности Анна вдаваться не хочет. А в будущем хотела бы жить и работать в храме – в этом или другом. Оставалась бы в миру – не узнала бы многого, что знает теперь: о течении службы, о церковных правилах и запретах. Нужная литература всегда под рукой, и не только церковная: Юлия Вознесенская, например, пишет православные фэнтези. И музыка, не несущая агрессии и скверны, ей по сердцу так же, как каноническая: Анна слушает и современную музыку, и старинные песнопения – все, от чего душа наполняется радостью. Считает: ей повезло – она с детства испытала милость Божью.
А на вопрос, за что поблагодарила бы родителей, кроме веры, у Анны есть ответ: «Зачем же «кроме»? Это и есть главное».