В УПРАВЛЕНИИ архитектуры и градостроительства чествовали юбиляра: 85-летие отметила Ирина Николаевна Рожкова, главный архитектор Магнитогорска в 1954–1979 годах.
Полвека назад Магнитогорск переживал строительный бум. В эти годы главным архитектором была назначена Ирина Николаевна Рожкова, работавшая до того в Челябинском горпроекте и районным архитектором Челябинского горисполкома. Генплан строительства Магнитогорска, принятый в 1947 году, определял перспективы застройки до 1960 года. Основными застройщиками в те годы были ММК, трест «Магнитострой», калибровочный и метизный заводы. Объемы строительства поражают: в 1955–57 годах комбинат построил 300 тысяч квадратных метров жилья, Магнитострой – 83 тысячи, калибровочный и метизный заводы – свыше 20 тысяч каждый. Легко представить, в каком цейтноте действовали управление архитектуры города и главный архитектор. И в цейтнот попала тридцатилетняя девушка, которая, однако, сразу же четко обозначила свою позицию и видение идеологии застройки Магнитогорска.
Ирина Рожкова не боялась выступать с критикой в адрес директоров комбината, треста «Магнитострой», промышленных предприятий. В конце пятидесятых активно шла замена землянок на индивидуальные дома в поселках Коммунальный, Карадырский, им. Горького, уплотнялась усадебная застройка поселков Димитрова, Дзержинского, Крылова, сносили бараки. Главный архитектор настаивала на переходе к многоэтажному строительству, убеждала вместо сносимого убогого жилья не строить такое же серое и бесперспективное. А Магнитострой, обладая колоссальными возможностями, продолжал строить малоэтажные и каркасные дома, с которых начиналась застройка Магнитки в тридцатые годы. Ирина Николаевна в самых высоких кабинетах и инстанциях доказывала свою правоту, очень переживала, что строительство центра города замедляется. Не все ладно было и на окраинах: под видом аварийного поселка цементный завод в чистом поле начал строить обособленный жилой район, оторванный от города: появлялись двухэтажные каркасные дома, морально устаревшие еще до своего появления. Руководство цементного завода она публично укоряла:
– Можно подумать, что завод собирается работать так, что две с половиной тысячи человек будут заняты только ликвидацией аварий.
Словом, позиция Ирины Рожковой – не угождать большим начальникам, а профессионально решать градостроительные проблемы, создавать комфортную среду проживания горожан. Поэтому она призывала директоров заводов строить современное, благоустроенное жилье, а не возводить на правом берегу те же бараки, что на левом сносили: каркасное и барачное строительство должно остаться в прошлом.
Через управление главного архитектора проходила вся документация не только по жилищному строительству, но и по объектам соцкультбыта, дорогам, и каждый объект курировали от идеи до воплощения. Город рос, Рожкову можно по праву считать соавтором многих зданий и сооружений тех лет. Она работала в условиях смены идеологии: проспект Сталина переименовали в проспект Ленина, потом боролись с излишеством, затем провозгласили максимальную экономичность… Как главному архитектору удалось сохранить уникальность архитектурного решения Октябрьской площади и ограничиться тактичной корректировкой башенных зданий на площадях Ленина и Металлургов – одной ей ведомо. Слепое исполнение партийных идеологических указаний вылилось бы в разрушение и уничтожение уникальной городской архитектуры. И кто знает, как бы сейчас выглядел Ленинский район, не прояви Рожкова волю и твердость характера.
Затем началась эпоха хрущевок. Государственная идеология не оставляла архитекторам места для творчества, мешала воплощению их замыслов и идей. Но даже в тех жестких рамках Ирина Николаевна настаивала на архитектурном разнообразии, в панельном домостроении призывала сочетать панели с элементами кирпичной кладки. Рожкова, как могла, лавировала между требованиями идеологии и профессиональными задачами, стремясь сделать город максимально комфортным, красивым, полноценным. А Магнитка в общем регламенте городов страны числилась «районным» городом, которому непозволительно было иметь многие учреждения. Так и строили втихую, под вывеской совсем другого заведения театр «Буратино», картинную галерею… Чего стоил этот «регламент» Рожковой, воспитаннице ленинградской архитектурной школы, блокаднице, впитавшей дух Северной столицы, можно лишь догадываться. Коллеги, работавшие с Ириной Николаевной многие годы, вспоминают о ней с восхищением.
Рассказывает Вера Антоновна Беспалова, директор муниципального предприятия «Проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро»:
– Большое счастье, что судьба свела меня с Ириной Николаевной. С ней мне довелось работать с 1966 по 1978 год. Это человек с большой буквы. Убежденный борец за свои идеи: она умела отстаивать позицию, доказывать свою правоту, аргументировать и убеждать. Ирина Николаевна была требовательна к сотрудникам, но справедлива и человечна. Мы многому от нее научились. Я часто вспоминаю ее, сравниваю, предполагаю, как бы она поступила в той или иной ситуации. Женщина с феноменальной памятью: по прошествии многих лет знала, в какой папке лежит необходимый документ. Она была примером во всем, начиная от дисциплины и ответственности, заканчивая личностными качествами. Как руководитель она стремилась помочь коллективу, решала личные, семейные проблемы сотрудников. Помню, как на заседаниях градостроительного совета – а это были очень представительные форумы – она убежденно отстаивала свои позиции. Прекрасный оратор, профессионал высшей пробы – только такая женщина могла вести диалог на равных с большими руководителями, в основном – мужчинами. Требовались сильная воля, деловая хватка. Объем работы в те годы был колоссальный: только жилья ежегодно возводили до 250 тысяч квадратных метров, вели промышленные объекты, строили крытый рынок, здание цирка, Дворец культуры металлургов и многое другое. Приходилось перелопачивать горы документации, отслеживать ее подготовку проектировщиками. Наступил период, когда был реализован генплан 1947 года, а нового не было – он появился лишь в 1974 году. Главному архитектору пришлось принимать ответственные решения – ведь город строился каждый день. И эту работу она выполнила блестяще. При Рожковой градостроительный процесс был увязан и с проектировщиками, и с управлением архитектуры, и со строителями. Такие, как Ирина Николаевна Рожкова, вызывают восхищение и глубочайшее уважение. Ее традиции в профессии, которые мы свято храним, – добросовестность и честное исполнение своего дела, дисциплина, аккуратность и грамотность. Мы поздравляем ее с юбилеем и желаем здоровья, душевного тепла и покоя!
Знакомые Ирины Николаевны говорят, что и сейчас она переживает за архитектурный облик Магнитки, болеет душой за красоту и разумность архитектурных решений. Она вложила в Магнитогорск душу, знания и опыт. Значит, собственный жизненный проект выполнила на отлично.
ММ-досье
РОЖКОВА Ирина Николаевна
Родилась в 1921 году. Заслуженный архитектор РСФСР, член Союза архитекторов СССР, ветеран труда, почетный пенсионер Магнитогорска. Окончила Ленинградский инженерно-строительный институт. В 1954-1979 годах – главный архитектор Магнитогорска. С 1979 по 1985 год – старший архитектор Магнитогорского отделения «Челябинскгражданпроекта». Наиболее значительные проекты и постройки, выполненные в составе авторских коллективов в Магнитогорске: типовые проекты 3-4-5-ти этажных жилых домов, эскизный проект застройки центра Магнитогорска, центральный парк культуры и отдыха, проекты детальной планировки микрорайонов №№ 134, 135, 136, 138, 139, техно-рабочий проект 141-го микрорайона, проект левобережной береговой полосы от Центрального до Южного перехода «Лагуна», корректура планировки южной части правобережья «Зеленый мыс», вечерний техникум легкой промышленности и проект детальной планировки южного жилого района. Награждена медалями «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», нагрудным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», румынским орденом «Культурные заслуги».