Доходность вкладов безостановочно падает несколько лет подряд. Как следствие, поведение россиян на банковском рынке изменилось: из-за низких ставок по депозитам люди всё чаще инвестируют в фондовый рынок.
При этом, в надежде получить высокую доходность, они готовы вкладываться куда угодно – в акции, облигации, IPO, криптовалюты, паевые инвестиционные фонды, инвестиционное и накопительное страхование жизни, структурные продукты.
Золотая жила для банков
Явный тренд на завлечение вкладчиков на фондовый рынок демонстрируют сами банки. В прошлом году, столкнувшись с большим оттоком депозитов физических лиц – за двенадцать месяцев 2020-го он достиг 1,68 триллиона рублей, – кредитные организации начали активно навязывать клиентам разного рода услуги, связанные с выводом денег на биржу. О том, что биржа – очень рискованный вариант вложения средств, менеджеры банков, конечно же, предпочитают умалчивать.
«Мы знаем не понаслышке, когда люди, имеющие депозит в банке, приходят за продлением этого депозита, а им говорят: давайте мы вам предложим новые продукты, более высокодоходные. И люди даже не ориентируются, не знают, что это за высокодоходный продукт», – сказал министр финансов РФ Антон Силуанов на недавнем совещании президента с членами правительства.
Схема работает так. Менеджеры банков, премия которых прямо зависит от того, сколько дополнительных услуг они успешно навязали своим клиентам, предлагают – в основном, конечно, пенсионерам, меньше других искушённым в финансовых хитросплетениях фондового рынка, – вложения в различные облигации, на индивидуальные инвестиционные счета, в инвестиционное или накопительное страхование жизни (банки нашли в них для себя настоящую золотую жилу и выставляют как альтернативу депозитам), НПФ и прочее. Да, такие финансовые продукты действительно могут быть выгоднее депозитов, но обладают очень высокими рисками – на «взлёте» можно выиграть, на спаде – проиграть, потеряв при этом почти все свои сбережения. Кроме того, как сказал тот же Антон Силуанов, финансовым организациям выгодно продавать сложные финансовые продукты, поскольку при инвестировании в них с россиян берётся высокая комиссия. Об этих комиссиях, которые могут «сожрать» даже большую доходность, мало кто из банковских менеджеров предупреждает людей.
Если кто-то считает, что проблема перетока денежных средств с банковских депозитов в так называемые инвестиции не типична для нашего города, то ошибается. Журналисты «Магнитогорского металла» уже столкнулись с «ходоками», которые пришли в редакцию с просьбой помочь разобраться в их взаимоотношениях с банками. Некоторые магнитогорцы потеряли по несколько десятков тысяч рублей – просто потому, что доверились банковским менеджерам, навязавшим своим клиентам, обратившимся за открытием/переоформлением вкладов, сложные финансовые инструменты.
Инвестиционный бум
За прошлый год приток клиентов на Московскую биржу, на которой десять лет назад слились воедино ММВБ и РТС, составил больше человек, чем за все предыдущие годы. Россияне открыли пять миллионов брокерских счетов. В первый месяц 2021 года количество физических лиц, имеющих такие счета, увеличилось ещё почти на 626 тысяч человек и достигло 9,4 миллиона. Не все частные инвесторы участвуют в торгах, но их активность постоянно растёт. Так, в январе сделки совершали 1,5 миллиона человек – в три с лишним раза больше, чем в первый месяц 2020 года (425 тысяч). Частные инвесторы вложили в акции на Московской бирже 28,5 миллиарда рублей, в облигации – 50 миллиардов рублей, в биржевые фонды – 14,3 миллиарда рублей.
Складывается впечатление, что жители России расстаются со своими накоплениями упорно, если не сказать упрямо. Они с радостью наступают на новые «грабли», которые бережно раскладывают «профессиональные участники фондового рынка». В период кризисов 2008–2009 и 2014–2015 годов, когда курс рубля скакал как ненормальный, граждане охотно несли свои сбережения на рынок Форекс, надеясь сохранить деньги за счёт купли/продажи валюты. Подавляющее большинство не понимало, кому и на каких условиях они отдают свои денежные средства, и в итоге попросту потеряли часть из них. Теперь, во времена пандемии, миллионы простых россиян, тех самых неопытных инвесторов, о защите прав которых в последнее время часто говорит даже Владимир Путин, пытаются заработать на торговле акциями. Не надо быть оракулом, чтобы предсказать: результат «инвестиционного бума» для большинства получится точно таким же, как и недавний «поход» на рынок Форекс.
Понятно, что людям хочется верить: получить деньги быстро и просто – это реально. Но современные «инвестиции», которые предпочитают многие россияне, мало чем отличается от тех, что практиковались в 90-е, когда процветали финансовые пирамиды, вроде приснопамятной МММ. На Западе навыки инвестирования совершенствовались столетиями. Голландская фондовая биржа была основана в 1602 году, Лондонская биржа – в 1695-м, Филадельфийская биржа – в 1790-м, фондовая биржа Нью-Йорка – в 1817-м. В Российской Федерации нынешняя Московская биржа окончательно сформировалась лишь в 2011 году, когда в биржевой холдинг объединились основанные соответственно в 1992 и 1995 годах ММВБ и РТС. Так что нам предстоит пройти долгий путь обучения, прежде чем обрести навыки безопасного инвестирования.
Кто защитит?
В середине февраля Президент России Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с Центральным банком обеспечить внесение в российское законодательство изменений, которые обеспечат защиту прав неопытных инвесторов. Ответственными за исполнение поручения главы государства назначены премьер-министр Михаил Мишустин и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Срок исполнения установлен до 15 июля текущего года. Проект соответствующего закона, призванного решить проблему с мисселингом (то есть с навязыванием не того финансового продукта, за которым клиент обратился в финансовую организацию), обманом рекламодателей и доверчивостью инвесторов, внесён в Госдуму в январе.
Согласно законопроекту, компании, предлагающие финансовые услуги, будут обязаны выявлять уровень понимания продукта клиентом (если способностей и опыта будет недостаточно, то он сможет даже отменить поручения). Также эти фирмы обяжут сопровождать свои продукты паспортом, где будут описаны основные положения. Планируется начать тестирование подобного механизма с 1 октября 2021 года. Идея, конечно, хорошая. Но менеджеры всё равно способны ввести в заблуждения кого угодно, убедив в выгодности предложения. Противостоять агрессивной политике со стороны организаций, предлагающих инвестировать средства в сложные финансовые продукты, неопытные инвесторы должны уметь сами.