НЕ ЗРЯ ГОВОРЯТ: «У кого что болит, тот про то и говорит».
И Виктор Михайлович так: я у него уже который раз спрашиваю, как начался летний сезон, не шалят ли на участках воришки и не повредили ли недавние дожди с грозами садовому хозяйству, а он все про свое «больное»:
– Да нормально, – отмахнулся председатель сада «Горняк» от вопроса, как от назойливой мухи. – Воду на участки начали подавать с восьмого мая, с охраной проблем нет. Тьфу-тьфу не сглазить бы. А вот уплата взносов вот здесь у меня сидит. И похлопал себя по шее.
– Особенно целевых. Вроде бы все садоводы люди взрослые, решили на общем собрании большинством голосов собрать с каждого участка, помимо членских взносов, которые уходят на текущие расходы, еще и целевые – на строительство дороги внутри сада, бурение скважины для питьевой воды, установку дополнительного электротрансформатора и забора вокруг сада. На дворе уже июль, самое время вести работы, но денег на эти цели в кассе правления – капля в море.
Начали подавать воду на участки, «вылезла» давнишняя проблема – трубы на магистрали пришли в негодность, надо менять обязательно. У нас как повелось: провели водопровод, а трубы в землю закопали. От лихого народа вроде бы спасение, а на самом деле урон товариществу – ржавеет металл в земле намного быстрее, чем на поверхности. В прошлом году приобрели километр труб, думали, на все про все хватит, а этой весной все они ушли на замену ржавых.
Если разобраться, то психология у всех садоводов одна: будь это «горняки», «металлурги», «строители» или «метизники» с «коммунальщиками». Все хотят, чтобы в садах воды было хоть залейся, напряжение тока не «прыгало», как сумасшедшее. Ну и, конечно, чтобы дороги соответствовали челябинской объездной ветке, а охрана бдила за тяпками и перегноем, как кремлевские часовые у Мавзолея. Правда, у некоторой части садоводов есть «маленькое» отклонение от этих хотений: очень для них желательно, чтобы все эти блага предоставляли бесплатно. Ну, в крайнем случае по льготной цене. И, как обычно, такая категория любителей проводить лето у своих помидорных грядок очень любит побузить, когда им в вежливой форме начинают напоминать, что все блага приходят не сами по себе, как манна небесная, – за все надо денежку платить. «А председателя и правление сада мы для чего выбирали, – шумят такие при случае. – Зарплату из каких таких целковых он получает? Наших кровных. Вот пусть и крутится».
Крутиться, конечно, приходится. Взять ту же дорогу в «Горняке». Агутин со счета сбился, сколько раз к нему подходили садоводы, с тех пор как стал председателем, с предложением отремонтировать хотя бы часть дороги, проходящей по саду. Вынес этот вопрос Виктор Михайлович на общее собрание. Большинство садоводов решило обновить в это лето самые разухабистые дороги, а на следующий год приступить к наведению порядка на других улицах «Горняка». Денег в кассе правления еще и на полмашины щебня не было, а он смог договориться с дорожниками без предоплаты на ремонт и укладку асфальта на 450 метрах дороги. Естественно, не «за так» – за 960 тысяч рублей при условии, что за три месяца правление рассчитается с ними за выполненные работы. Строители слово сдержали. Сейчас по этой дороге приятно и проехать, и пройти, но вот рассчитаться с ними нечем. Вот и схватился за голову председатель, вместе с членами правления ходят, уговаривают неплательщиков внести целевые взносы. «Вот когда на нашей улице дорогу отремонтируют, тогда и заплатим», – слышат в ответ ходоки.
– Возможно, сумма неподъемная? – спрашиваю у Виктора Михайловича. – Среди садоводов много пенсионеров, а у них, сам знаешь, какие доходы.
– В том-то и дело, что пенсионеры платят аккуратно. При мне платили взносы без всяких разговоров две женщины: одной за восемьдесят, другая чуть помоложе. Есть у нас бабушка, которой уже за девяносто перевалило. Думал, частями взносы будет вносить, а она сразу всю сумму выложила. Просто не у всех одинакова мера ответственности за судьбу своего сада.
Сам Агутин из рабочей семьи. Отец всю жизнь шоферил, мама рядовой бухгалтер. По стопам отца пошел и Виктор. Работал механиком в автобусном парке, Магнитострое, на комбинате. Было время, когда с руководящей должности ему пришлось уйти в слесари. Так что о цене заработанной копейки знает не понаслышке. Прекрасно понимает, что с финансами не у всех легко. Таким пошли навстречу, разрешив оплачивать взносы частями. Но, если имеешь участок в товариществе, в котором по уставу важные решения принимают большинством, пользуешься так называемым имуществом общего пользования, то будь добр – исполняй решения собрания. Для того и объединяются добровольно в такие коллективы, чтобы легче возделывать землю, получать урожаи для себя и на продажу, иметь более-менее комфортные условия для проживания на природе.
К примеру, бурение скважины для питьевой воды. За метр проходки вместе с обсадкой трубы спецы берут от 1600 до 1800 рублей. На отдельных участках «Горняка» глубина залегания питьевой воды достигает 60 и более метров. Прикиньте, во сколько обойдется это садоводу на своем участке? Да некоторые такой суммы и в руках не держали, не то чтобы иметь у своего домика скважину с глубинным насосом. А товариществу по силам обеспечить питьевую воду, как говорится, гамузом.
– Каким же образом правление намерено собрать необходимую сумму для запланированного объема работ? – спрашиваю у председателя. – Ведь заниматься воспитательной работой можно до бесконечности. А толку?
– Не хотелось идти на крайние меры, но нас просто вынуждают. У правления есть право исключить садовода из членов товарищества за нарушение устава. Даже если он приватизировал домик и является собственником участка. Только тогда игра, как говорится, пойдет по другим правилам. Правление с исключенными из товарищества садоводами будет заключать индивидуальные договора на электроснабжение, подачу воды и другие услуги, исходя из реальных затрат и без всяких отсрочек платежей.