Главный экономист города Владимир Ушаков провел урок для первокурсников Магнитогорского государственного технического университета.
Рассказал о кризисе, называя его рецессией. И пояснил, что городские расходы планируются по доходам, а не по желаниям.
Преподавать в МГТУ заместителю главы городской администрации Владимиру Ушакову еще не приходилось. Хотя дело для него знакомое и, можно сказать, привычное. Владимир Алексеевич читает лекции в Уральской академии государственной службы. В технический университет он приехал по приглашению нового декана факультета экономики и права Натальи Балынской. Наталья Ринатовна решила провести своеобразный День финансовой грамотности - в честь солидного, двухвекового дня рождения Министерства финансов. С этой даты и начал свой рассказ Владимир Ушаков.
Министерству уже 210 лет. 8 сентября 1802 года император Александр I издал манифест о его создании, чтобы "способствовать соблюдению и утверждению необходимого во всем порядка и умножению богатств…" Ежегодные государственные бюджеты начали составлять через год. К 1810 появились правила расходования средств. Они гласили, что "никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода", и "никакой сбор не должен существовать без ведома правительства, потому что оно должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы".
Перейдя от империи к Стране Советов, заместитель мэра отметил, что 22 сентября 1919 года был создан финансовый аппарат Челябинской губернии. Городской финансовый отдел Магнитогорска появился 3 августа 1930 года. Затем Владимир Алексеевич описал бюджеты разных лет. К примеру, в 1935-1945 годах расходы в Магнитке шли на просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, трамвайные и шоссейные дороги. А также на водопровод, канализацию, прачечную, электрические сети. Заботилось городское руководство о садово-парковом хозяйстве, о госпиталях. Обеспечивало заготовку топлива и овощей. Доходы поступали из местных налогов обобщенного сектора, промышленного налога и мобилизации средств в фонд обороны.
В настоящее время в городском управлении финансов уже шесть отделов. Большая часть доходов в бюджете - налоги с физических лиц. Владимир Ушаков привел данные за 2011 год. Доходы были
8 миллиардов 249 миллионов рублей. Расходы - ближе к девяти миллиардам. При этом Владимир Алексеевич подчеркнул, что дефицит бюджета почти всегда покрывается в начале следующего года. И город живет четко по доходам. Прежде чем тратить деньги, специалисты смотрят, можно ли будет компенсировать траты. Определяют источники поступления денег. Кредит Владимир Ушаков назвал плохим источником.
Рассказывая о расходах, заместитель мэра отметил социальную направленность бюджета. В 2011 году около трех миллионов рублей потрачено на образование. Прежде всего на дошкольное, на 132 детских сада. Приоритетным было создание новых мест: реконструкция существующих учреждений, возврат в систему образования зданий, которые изначально строились под детские сады, но в последние годы используются не по назначению. На сегодняшний день 85 процентов малышей города ходят в детские сады.
Городская администрация поддерживает школы, пенсионеров, малоимущих, инвалидов. В Магнитке появилась новая поликлиника в южных районах города. И центр позитронно-эмиссионной томографии. Подобные центры есть только в Москве и Петербурге. А в последние годы - еще в Челябинске и в Магнитогорске. Видимо, благодаря заботе о сфере здравоохранения - на нее было выделено 808 миллионов - снизился и уровень смертности…
Высокопоставленный преподаватель поведал также о газоснабжении поселков, переселении из ветхого и аварийного жилья и о достижениях в борьбе за воду. И о том, что общественный транспорт отнимает у города более 183 миллионов рублей. Эти деньги уходят на возмещение расходов перевозчиков в связи с льготами студентов, школьников, пенсионеров. А также на компенсацию убытков. Ведь реальная стоимость билета в общественном транспорте - 17-18 рублей.
В День финансовой грамотности студенты также узнали, что культура и спорт в Магнитогорске равны. Им выделяют по 230-240 миллионов рублей в год. Заместитель мэра отметил, что три театра на город с таким количеством населения, как у нас, - это явление очень редкое. Кстати, грядет и еще один рекорд. Владимир Алексеевич рассказал, что в Магнитогорске планируется строительство еще двух православных храмов. Правда, в данном случае город выделяет не деньги, а лишь землю.
Декан факультета экономики и права МГТУ Наталья Балынская спросила про духовность и милосердие другого рода.
- В бюджете города есть статья расходов "отлов животных". А почему нет приюта для них? - поинтересовалась она.
Заместитель главы города Владимир Ушаков пояснил, что выделялась земля и для приютов, но пока проекты не удались. Никто не против существования приюта для животных. Но есть приоритеты. В первую очередь нужно выделить деньги на сферы первой необходимости.
- Нам всем хочется потратить двести рублей, когда есть только сто, - констатировал Владимир Алексеевич.
Эту фразу он неоднократно повторял и отвечая на вопросы студентов, которые предлагали иные дополнительные расходы. Впрочем, были первокурсники, которые хотели бы отложить средства на черный день. Оказалось, что и это плохо. Деньги не должны лежать, они обязаны трудиться…
Подводя итоги, заместитель главы города подчеркнул, что финансовая политика в Магнитогорске ведется неплохо. Город уже два года признается лучшим муниципальным образованием. Да и сам Владимир Ушаков, кстати, победил во Всероссийском конкурсе и стал лучшим муниципальным служащим.
Заканчивая встречу, Владимир Алексеевич обещал вернуться. И не отказался стать руководителем диплома или диссертации студентов и аспирантов МГТУ.