В КОНЦЕ ДЕКАБРЯ прошлого года в Москве на фестивале «Агро-СМИ-2006» министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев встретился с журналистами и рассказал об актуальных направлениях развития агрокомплекса страны. Вопросы журналистов, в том числе и «Магнитогорского металла», касались принятого в канун нового года и подписанного президентом федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и новых направлениях развития агропромышленного комплекса.
– О сельскохозяйственном законе речь шла на протяжении многих лет, и только когда отсутствие правового поля стало сдерживать сельскохозяйственного производителя на его собственном поле, закон все-таки приняли. В 2007 году мы станем работать в более благоприятных условиях, – сказал в начале пресс-конференции министр сельского хозяйства. – В законе появились новые элементы государственной продовольственной политики. Впервые появилось понятие «сельхозпроизводитель» и уточняется, кто конкретно относится к этой категории. Значительная часть федерального закона посвящена государственной поддержке развития сельского хозяйства, определен порядок его финансирования за счет средств федерального бюджета. Новым законом определен порядок подготовки и реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Кроме того, закон содержит нормы о сельскохозяйственных товаропроизводителях, сельскохозяйственном страховании, государственных закупочных интервенциях.
В законе впервые введены и четко расписаны все виды государственной поддержки. В качестве одного из инструментов поддержки отечественного товаропроизводителя предполагается единая система кредитования. С 2007 года государство предоставит субсидии на возмещение затрат для уплаты процентов за использование кредитов в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Для малых форм хозяйствования в АПК эти субсидии составят 95 процентов.
Согласно закону вводят новую форму контроля – ежегодный национальный доклад Правительства Российской Федерации Федеральному собранию о состоянии дел в сельском хозяйстве. В этом году кабинет министров до 15 мая должен подготовить национальный доклад о ходе реализации программы развития АПК и представить его на рассмотрение Госдумы, а к 1 июля разработать пятилетний план развития АПК и рыболовства на 2008–2012 годы.
В законе впервые детализируются обязательства федерального правительства, говорится о долгосрочных перспективах, чего давно ждали все сельхозпроизводители. Крайне важно и то, что закон не только закрепляет понятие сельскохозяйственной деятельности, но и устойчивого развития сельских территорий как повышения качества жизни на селе.
– Что же успело сделать село до «своего» закона в рамках приоритета национального проекта развития АПК?
– По национальному проекту в нашей стране реализуют три направления сельскохозяйственного производства: ускоренное развитие животноводства, поддержку малых форм аграрного бизнеса и закрепление кадров на селе за счет доступного жилья. В животноводстве речь идет о создании современных конкурентоспособных предприятий, которые смогли бы переломить отрицательную динамику производства мяса и молока, и нам это удалось. Рост небольшой – от четырех до шести процентов, так как животноводческое направление достаточно инерционное и требует больших капиталовложений, но важно изменение динамики. В соответствии с программой стали поступать кредиты для крестьянско-фермерских хозяйств. В этом преуспели Россельхозбанк и Сбербанк, на долю которых приходится более половины всей кредитной массы. Недавно Россельхозбанк выдал стотысячный кредит на развитие личного подсобного хозяйства, и мы считаем это только началом массового кредитования всех, кто может и стремится работать на земле. Наметились и положительные тенденции по строительству жилья. Нам предстоит закрепить на селе 30 тысяч молодых специалистов с их семьями, для чего необходимо построить миллион 600 тысяч квадратных метров жилья. К началу 2008 года эта задача будет выполнена.
– И все же на нашем рынке по-прежнему много импортного продовольствия, которое по качеству намного уступает отечественному. Намерено ли государство занять более четкие позиции, предоставив преимущества отечественному производителю?
– Здесь тоже наметились положительные тенденции. Уже несколько лет мы вводим специальные таможенные режимы по ввозу в нашу страну некоторых продуктов питания, которые мы сами можем производить в достатке. Начали с ограничения импорта сахара-сырца, доля которого пять лет назад в структуре отечественного потребления достигала 80 процентов. Дальше так продолжаться не могло, и правительство пошло на ограничения, которые уже сегодня позволили довести отечественное производство сахара до 50 процентов, а урожайность сахарной свеклы поднять на 70 процентов. По урожайности этой культуры мы сравнялись с ведущими западными производителями, поэтому у нас есть все возможности полностью обеспечить россиян своей продукцией. То же самое можно сказать о нашем наиболее слабом направлении – мясомолочном. За прошедшие пять лет доля отечественного производителя поднялась с 25 до 55 процентов и продолжает расти.
И все-таки принятых мер недостаточно. На мой взгляд, надо существенно перестраивать таможенно-тарифную политику страны. Если мы говорим, что строим рыночную экономику, то речь прежде всего о том, чтобы защитить отечественного производителя от продовольственной экспансии зарубежных стран, которые пользуются поддержкой своих правительств. Здесь можно говорить о Евросоюзе, в котором создана мощная система сельскохозяйственных субсидий: они в 20–30 раз превышают российские.
Серьезные проблемы существуют у нас и на постсоветском пространстве, особенно с Белоруссией, которая пользуется разными льготными режимами при поддержке своего правительства и получает на нашем рынке огромные средства. Но уже подошло время, когда нам необходимо договориться с нашими партнерами и соседями о равной и добросовестной конкуренции на российском продовольственном рынке. Исходя из этого, мы обязаны регулировать свой рынок и по ряду позиций будем вводить новые ограничения.
В конце пресс-конференции Алексей Гордеев обратил внимание на формирование агрохолдингов, которые напрямую работают с потребителем, выращивая, перерабатывая и реализуя продукты питания в рамках единого производства. Правительство Москвы таким образованиям предоставляет преимущественное право на продовольственном рынке, и в прошлом году такие холдинги на 30 процентов обеспечили продуктами питания жителей Москвы. В Магнитогорске постепенно наращивают позиции два агропромышленных объединения – холдинговая компания «Ситно» и комплекс «Профит». Заметную конкуренцию им начинает составлять агрофирма «Ариант», которая укрепляется на продовольственном рынке Магнитки и землях пригородных районов.
Свое видение у министра сельского хозяйства и по поводу хорошо знакомой жителям Магнитогорска проблемы сельскохозяйственных рынков. Он открыто признал, что в целом по стране порядка здесь навести не удалось, потому что в сельскохозяйственной рыночной торговле нет общей законодательной базы. Речь не о традиционных рынках, а о сельскохозяйственных. Только недавно по поручению президента Министерство экономического развития внесло законодательные предложения на рассмотрение правительства. Но у Министерства сельского хозяйства есть свои замечания. Оно считает, что сельскохозяйственные рынки должны принадлежать сельхозпроизводителям и управлять ими должны кооперативы сельхозпроизводителей со строгим финансовым отчетом и контролем качества всех поставок. Такие рынки должны действовать в течение всего года без всяких посредников, которые не выполняют никаких полезных экономических функций. «Если по такой логике будут построено законодательство и определена номинация сельскохозяйственного рынка, – сказал в заключение Алексей Гордеев, – то мы добьемся самого главного – справедливого подхода как к производителям, так и к потребителям, к нашим гражданам, которые смогут по минимальным ценам покупать качественную натуральную продукцию. Мы с такой позицией будем выходить в Государственную Думу и надеемся, что здравый смысл одержит верх».