В работе Всероссийского делового форума «Национальные приоритеты и социальные проекты. Партнерство государства и бизнеса», инициатором которого стал Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), принял участие начальник управления кадров ОАО «ММК» Игорь ДЕРЕВСКОВ.
– Игорь Николаевич, государство все активнее пытается привлечь бизнес к участию в национальных проектах. Какие проблемы на сей раз побудили созвать столь авторитетный форум?
– Форум, связанный с национальными приоритетами и социальными проектами, проведен впервые. Представительство было очень авторитетным: министерства образования, здравоохранения, регионального развития, экономразвития. Их представители выступили на пленарном заседании. Но меня больше интересовали вопросы реформы образования. А. Шохин рассказал о весьма конструктивном предложении – учреждении национального агентства квалификации с целью разработки профессиональных стандартов и требований к профессиям: что из себя должен представлять конкретный специалист в конкретной области. Он призвал бизнес участвовать в национальном проекте «Образование», финансировать, поддерживать образовательные учреждения. Но и власть, раз уж это совместное сотрудничество, тоже должна идти навстречу. Уже давно существует проблема подготовки специалистов.
– Видимо, в Магнитке она не менее острая?
– Для нашего города – особенно. Например, наш МГТУ выпускает примерно полторы тысячи молодых специалистов в год. На комбинат мы берем 250: больше нам не нужно. Казалось бы, мы находимся в выгодном положении: есть возможность выбора, как бы это кощунственно ни звучало. Но ведь огромная масса выпускников вынуждена искать работу. Да и уровень подготовки принятых на комбинат не совсем тот, который нужен сегодня. То есть высшая школа в своих классических программах по подготовке специалистов отстает. Конечно, в вузах свои проблемы и с финансированием, и с техническим оснащением, там ссылаются на стандартные государственные программы подготовки специалистов, от которых они не имеют права отступать. Но у нас уже сейчас существуют совместные целевые программы с МГТУ. Ежегодно по целевым программам различного направления мы отбираем по 50 студентов. Начинали с энергетиков, а сейчас – электрики, металлурги, прокатчики, механики-гидравлики, специалисты по патентоведению, автоматике. То есть уже с третьего курса студенты проходят отбор, собеседования. Особое внимание – знанию иностранного языка. Эти дополнительные целевые программы комбинат финансирует из своей прибыли. Мы содействуем подготовке конкретных специалистов для нашего производства. По сути, затраты на подготовку таких специалистов – это затраты на производство. Почему же тогда законодатели не дают нам права включить эти затраты в себестоимость готовой продукции? Вот тут как раз власть и должна пойти навстречу бизнесу. Прекрасно это понимают и в РСПП, и в Министерстве образования. Но Министерство финансов говорит: нет, только из прибыли! Мы покупаем оборудование, сырье, автоматизированные комплексы – это затраты на производство. Таким же образом, готовя для себя высокопрофессионального специалиста, мы как бы покупаем и его как рабочую силу. Это – затраты на персонал. И мы готовы идти на них. Такое понимание на уровне правительства уже есть, и хорошо, что на форуме эту тему обозначили принципиально. Если законодатели пойдут нам навстречу, то мы серьезно продвинемся вперед в обеспечении качественного специального образования, его поддержка значительно упростится…
– У нас в Магнитке издавна существовала прочная база профессионально-технической подготовки. Что происходит с ней?
– Мы готовы помогать профессионально-техническим училищам и лицеям в техническом оснащении. Ратует за это и министерство образования области. Но препятствия те же: все упирается в создание нормальных и взаимовыгодных условий для работы государственных структур и бизнеса. Разве можно снизить уровень инфляции, если зарплату, чаще всего в самих центрах, выдают в конвертах, поощряя тем самым теневиков? И как можно запустить важнейшие национальные проекты – строительство жилья, сельское хозяйство, образование, если система кредитования не позволяет перейти на долговременную основу и с приемлемыми процентами по кредитам?
На форуме говорилось, что правительство готовит реформу высшей школы, но мало заботится о начальном профессиональном образовании. За последние десять лет многократно возросло число вузов и их филиалов. Например, на комбинате 30 процентов работающих имеют высшее образование, а общий уровень специального профессионального образования достиг 83 процентов. Это очень высокий показатель. Сегодня начальное профессиональное образование финансируется из областного бюджета. Количество таких учебных заведений в нашем городе сократилось с 23 до 11. С четырьмя из них у нас есть договора о взаимном сотрудничестве, они практически удовлетворяют нашу потребность по всем нужным профессиям. Передача начальных учебных заведений в областной бюджет пока никак не сказывается на их развитии. И нас призывают больше вкладывать средств. Но опять же проблема в законодательстве: затраты – от прибыли.
Россия подписала Болонское соглашение с целью приблизиться к европейскому стандарту в образовании. Но есть моменты, которые нас не совсем устраивают. Согласно этому проекту высшее образование должно стать двухступенчатым с присвоением по окончании каждой ступени квалификации соответственно бакалавра и магистра. То есть – бакалавриат и магистратура. И выпадает такое понятие, как инженер-специалист. На бакалавра надо учиться четыре года. Если у нас в дипломе записывают: инженер-металлург по специальности «обработка металлов давлением», то появится просто металлург, то есть, всего по чуть-чуть. Дальнейшее обучение в магистратуре – около двух лет – это слишком узкая специализация с уклоном в научную деятельность. Но нам нужен грамотный специалист на рабочем месте. Да, мы согласны на бакалавриат, но его уровень соответствует обычному высококвалифицированному современному рабочему. На сегодня повсюду в производстве есть такие направления и объекты: наши новые сортовые станы, электропечи, машины непрерывного литья заготовок и прочее, когда от рабочего требуются знания и электрочасти, и гидравлики, и автоматики, ибо все тесно взаимосвязано и не может работать по отдельности. Возможно, здесь квалификация бакалавра и будет соответствовать новым требованиям, но все равно с целью положительного прикладного эффекта необходимо постоянно подтягивать теорию и практику ко всему новому, что внедряется на производстве.
Однако производству нужен конкретный специалист. Поэтому на многих участках звание бакалавра будет «по барабану». На нашей секции присутствовали ректоры многих известных университетов. Слыша справедливые упреки в том, что высшая школа стала отставать и часто не в состоянии подготовить конкретных и высококвалифицированных специалистов, ученые прямо говорили: «Господа, скажите, что вам нужно, и мы скажем, сколько это будет стоить!» То есть государственные программы обучения должны учитывать требования бизнеса. Нужен конкретный специалист в конкретной области. Нужны программы для обучения на региональном уровне. Дайте бизнесменам больше возможности определять, что нужно включать в эти программы.
– Но комбинат уже работает с учебными заведениями по целевым программам…
– Да, специалисты комбината уже корректируют учебные целевые программы по металлургическим, прокатным, механическим направлениям. Но существуют и препоны: есть определенный стандарт и только десять процентов – так называемый региональный компонент, то, что можно внести в программу дополнительно. А нам требуется больше динамики, так как программы быстро устаревают. Всякое внесение изменений требует согласования на областном или федеральном уровне. А кому это на руку?
Пускали сортовые станы, аналогов которым в России нет, устанавливали другие новейшие объекты. Всем стало ясно, что без знания иностранного языка специалистов просто нет. Необходимы специальные стажировки, курсы и тому подобное, а лучше – качественное обучение при подготовке специалистов. Мы сейчас готовы разослать письма в вузы с предложением увеличить долю практики. Мы – готовы, высшая школа – нет. Мы готовы отбирать студентов для месячной и более практики с первого курса, даже отвлекая временно от общего учебного процесса. И уже проверено – это хорошие результаты: столкнувшись на практике с проблемами, студент осознает, как ему необходимо знать тот или иной предмет. Но опять же сдерживает государственный стандарт: столько-то времени – теория, столько-то – практика. А вообще-то все, кто обучался по целевым программам и с достаточной практикой, уже знали, что будут приняты на комбинат. Так, во время установки, наладки и пуска электросталеплавильных печей студенты проходили целевую подготовку, практику, что помогло им грамотно написать и защитить дипломы, и по окончании вуза они оформлены сюда на работу.
Словом, чтобы плодотворно сотрудничать власти и бизнесу, нужны скорректированный подход с реформе обучения, ясная и более реальная налоговая политика, при которой оплачиваемое бизнесом обучение получит более динамичное развитие.