Кто хоть раз бывал за границей в так называемых цивилизованных странах, не мог не позавидовать праздничной обстановке, круглосуточно царящей в больших и малых городах, на центральных и даже окраинных рю, стритах, авеню и плацах. Конечно, здесь иной менталитет, иные традиции и порядки. Да и бывает наш соотечественник, как правило, в туристических центрах, где жизнь с заходом солнца не только не замирает, но и часто разворачивается во всей своей беспечной расшабашности и экзотической притягательности. И нет ощущения, что наступило темное время суток, поскольку буквально все залито «теплым» электрическим светом тысяч фонарей, парковых светильников, настенных бра, многочисленной рекламной иллюминации. Словом, буржуи на освещении своего городского пространства явно не экономят, хотя проблемы энергетического кризиса их стороной не обходят. Наверное, это просто стало нормой цивилизованной жизни.
А нам – не до хорошего, лишь бы что-то светилось над головой, более-менее верным светом освещая путь с заходом естественного светила. Чтобы, не споткнуться о тротуарную неровность, не чебурахнуться в лужу или на грязный газон. Чтобы не стать под покровом темноты жертвой лихого человека. Не налететь бы своим авто на выскочившего на мрачную дорогу пешехода, неожиданно возникшего в пучке фар, в котором особенно в дождливую погоду ни черта не видно.
Справедливости ради надо сказать, что и мы, россияне, тоже не лыком шиты и как-то подбираемся к плодам цивилизации – в смысле наружного освещения. По старинному принципу: сверху–вниз. Москва, по крайней мере в пределах Садового кольца, явно из темноты вылезла, и давно. Довольно сносно освещены центры губернских и крупных городов. Не следует особо обижаться и нам, магнитогорцам. До «столиц» далеко, но дело движется, то есть все светлее становится и на наших улицах с каждым годом, пусть и не так скоро, как хотелось бы, – по одежке протягиваем ножки.
В настоящее время город тратит на наружное освещение порядка 12–13 миллионов рублей, которые «сжигают» 16,9 тысячи светильников. Причем большая часть затрат приходится на зимний период. И – только на освещение улиц, площадей, скверов, многочисленных поселков, территорий школ и детских садов. Освещение дворов, подъездов производится от домовых сетей ЖКХ. Магнитка в этом не исключение: первоочередное внимание – центральным районам города, основным магистралям. Ежегодно городское освещение пополняют 200–250 различных светильников. Наконец-то до нашего города дошли современные светильники с натриевыми лампами, дающие эффективный «теплый» желтый свет, которыми постепенно заменяют газоразрядные лампы ДРЛ бело-голубого свечения: «желтые» лампы дают более мощный световой поток, они экономичнее, а срок службы вдвое больше. За три года этими лампами оснастили светильники по улице Грязнова до ТЭЦ, проспект Ленина от улицы Грязнова до площади Ленина, проспект Маркса от улицы Вокзальной до улицы Завенягина, заменив более 500 устаревших ламп. В плане будущего года, в частности, замена ламп и светильников по проспекту Ленина от площади Ленина до вокзала, по проспекту Маркса от улицы Завенягина до улицы 50-летия Магнитки по обеим сторонам. Идет капитальный ремонт освещения по улице Комсомольской. Ежедневно бригады Горэлектросети объезжают свои владения и меняют по 40–50 сгоревших ламп, поддерживая уличное освещение в работоспособном состоянии. По договоренности с трестом «Электротранспорт» о погасших лампах сообщают водители трамваев, оперативно устраняют «темные места» по сигналам жителей города, предписаниям автоинспекции.
Но вот почему же многие магнитогорцы недовольны, засыпая жалобами различные инстанции – от редакций газет до того же МП «Горэлектросеть»? Многих, к примеру, не устраивает, что в сумерки уличное освещение включают поздно. На прошлой неделе, к примеру, только в 20 часов, когда город уже накрывает кромешная тьма. То же самое и утром – «рубильник» срабатывает явно преждевременно. И знаете, руководители Горэлектросети с этим охотно соглашаются. Действительно, эта «сумеречная граница» довольно опасная, без света не видно ни зги, особенно если пройдет дождь. И для автомобилистов опасно, и для пешеходов. Оказывается, с 2004 года действует «экономичный» график включения-отключения наружного освещения с «шагом» по пятидневкам в соответствии с продолжительностью светового дня, утвержденный прежней городской администрацией. И всего-то хлопот: пересмотреть его в соответствии с реалиями да перестроить какие-то там контроллеры, на что уже принято решение. И уйдет на все десять суток – сдвинуть время включения-отключения на десять минут. А много ли наэкономили на сумерках? С октября по март – 300 тысяч рублей, стоимость электричества для без малого 17 тысяч светильников, включенных на «лишние» 20 минут. Такова «цена вопроса» – не считая разбитых машин и покалеченных людей. Будем надеяться, что это – не временная корректировка графика, и он будет постоянно действующим.
Но есть в городе участки, где ничто и никогда вообще не включается. Погружен в темноту «по деревенскому типу» недавно вошедший в состав города поселок Радужный: руки не дошли. Нет освещения по проезду Сиреневому от проспекта Ленина до улицы Калмыкова – дорогу сдали вроде бы со всем благоустройством, а про освещение «забыли». Так же, как и на улице Мичурина от улицы «Правды» до улицы Дружбы, на северной части Казачьей переправы. Долго была без света Московская – от улицы Суворова до улицы Советской, которую «добили» только недавно. Чиновники оправдываются: дескать, эти улицы приняты только в рабочем порядке, но не государственной комиссией. Так ли это? Ведь не забывают же на свежем асфальте (или «красивости», наглядности для?) сделать дорожную разметку, а ведь освещение – тоже немаловажный элемент благоустройства и безопасности. Но представители ГИБДД свой автограф под приемочным актом ставят без тени смущения и сомнения. Может, денег на столбы, светильники и проводку не хватило? Так есть же смета с соответствующими расходами и такое понятие, как комплексное благоустройство, по которому лишь озеленение можно переносить на теплое время года. Но «отложенное» освещение – и порой на годы?
У нас многие проблемы решают оперативно, даже в рекордные сроки, когда, как говорится, клюнет жареный петух. Например, категорически запрещена «голая» электропроводка между столбами на территориях школ и детских садов. То, что в случае обрыва проводов это смертельно опасно, знают все. Кроме того, ребятишки часто забавляются, набрасывая на провода всякую токо-проводящую всячину. А у нас «голые» провода висят над 46 детскими учреждениями. Нужно срочно их заменять кабелем либо изолированным проводом. Но Горэлектросеть уже три года не может допроситься на это 1,5 миллиона рублей. На будущий год опять «вписали строку», но войдет ли она в бюджет?
Вообще использование самонесущего изолированного провода со стальной оболочкой – дело перспективное. Он совершенно неинтересен ворюгам-вандалам, которые только в этом году вырезали 2,5 км обычного алюминиевого провода. А этот провод практически невозможно продать, и он безопасен в эксплуатации. Кстати, по улице Комсомольской такой провод протянули над липами, которые не подлежат обрезке, а изолированному проводу разросшиеся деревья не помеха. Такой же сталеалюминиевый провод будет применен при освещении улицы Магнитной. А вот жителям поселка Железнодорожников, домов по улице Тарасенко, придется, видимо, потерпеть: около пяти лет там не было освещения, стояли одни столбы без проводов. В июле–августе, наконец, освещение восстановили. Но ненадолго: через полтора месяца нашлись негодяи, и явно не пришлые, которые вырезали 11 пролетов, 1260 метров провода.
Уличное освещение в Магнитогорске никогда не было в числе приоритетных задач коммунальщиков. Соответственно и финансировалось. По нормативам 600 км кабельных и воздушных электролиний, 17 тысяч светильников должны обслуживать 140 человек. В большинстве городов России эту работу выполняют специализированные предприятия типа «Горсвет». В Магнитогорске – участок наружного освещения МП «Горэлектросеть» в составе 30 человек, которые, безусловно, многое делают, но многого просто не в состоянии сделать для освещения наших улиц, скверов, площадей и поселков. Даже не «по-европейскому» типу.