Автомобилей в России покупают все меньше. Минувший ноябрь стал худшим месяцем для отечественного авторынка в 2009 году. В стране, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, купили всего 105302 автомобиля - на 46 процентов меньше, чем в провальном ноябре 2008 года, когда финансово-экономический кризис уже вовсю шествовал по планете.
За одиннадцать месяцев (январь-ноябрь) отечественный авторынок сжался вдвое - в России купили 1337792 автомобиля, ровно на 50 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее самой продаваемой маркой по-прежнему осталась Lada - продано 321677 этой модели АвтоВАЗа (на 45 процентов меньше, чем год назад)…
Несколько лет назад один мой знакомый решил поддержать отечественного производителя и приобрел "десятку". Однако поездив на ней менее года, продал.
- В принципе, машина хорошая, - подвел итог. - Если покопаться в ней - там докрутить, здесь довертеть… Но - "оно мне надо"? Пусть они сами на заводе, где нужно, докрутят да довинтят…
В девяностые годы черная металлургия и автопром в нашей стране оказались в схожей ситуации. Износ основных фондов на предприятиях достиг критических значений - обе важнейшие отрасли нуждались в "масштабном техническом перевооружении". С тех пор российская металлургия, освоившая выпуск таких видов продукции, о которых раньше и мечтать не смела, шагнула далеко вперед. В Магнитке это особенно заметно, ведь ММК всегда был лидером инвестиционного металлургического "тренда". В 2005-2007 годах, например, вложения в развитие производства на комбинате превысили два миллиарда долларов, в 2008-м - на аналогичные цели направлены почти 1,6 миллиарда долларов. Чуть более года назад ММК представил долгосрочную инвестиционную программу, рассчитанную до 2013 года. Затраты на ее реализацию оцениваются в семь с лишним миллиардов долларов.
Автопром же, по сути, остался в тех самых девяностых и с теми же морально и физически устаревшими моделями машин, хотя средств - между прочим, государственных, взятых из наших с вами налоговых платежей, - профукал за минувшие годы, наверное, больше, чем металлургия потратила на свои инвестиционные программы. Теперь автозаводы вовсе подают сигналы SOS, умоляя власть о финансовой "заправке".
Минувшей осенью АвтоВАЗ запустил оригинальную рекламную компанию. Как верно подметил "Коммерсантъ", ее новаторский характер состоял в том, что если раньше рекламировались достоинства, то теперь в ход пошли недостатки - концепция в условиях кризиса изменилась. Рекламная кампания лидера отечественного автопрома опиралась на три "кита" АвтоВАЗа и его продукции - исключительную затратность, низкое качество и скверную репутацию в глазах потребителей. Так, чтобы обосновать необходимость очередной финансовой "заправки" (компания попросила у государства еще несколько десятков миллиардов рублей!), завод подготовил для правительства презентацию, в тексте которой признался, что качество производимых автомобилей остается "чрезвычайно низким", а восприятие марки потребителями - "неудовлетворительным". "Мы это и так давно знаем", - с сарказмом отреагировали потребители.
То внимание, которое правительство уделяет российскому автопрому, вполне обоснованно. "Как - "Жигули" не машина? - гласит современный анекдот. - Чайный пакетик по одному разу завариваем? Хорошо жить стали - я, как узнал, сразу пришел. Подпись: кризис".
Автозаводы - лишь вершина промышленного айсберга. Аналитики уверены: если правительство сможет вытащить их из состояния стагнации, то они потянут вверх и другие отрасли отечественной экономики. Мировой опыт показывает, что один работник автопрома обеспечивает занятость шестерых специалистов в смежных отраслях. Особенно этот тезис актуален для черной металлургии, всегда работавшей в единой связке с автомобилестроителями.
Правительство, для которого ведущий российский автозавод стал головной болью, ныне спасает его, наверное, лучшим в данной ситуации способом - интеграцией отечественных компаний с ведущими мировыми производителями (даже премьер Владимир Путин ведет переговоры с представителями французской компании "Рено"). ВАЗ, в общем-то, и является детищем совместного советско-итальянского проекта - первой и, как говорят знатоки, лучшей моделью тольяттинского автозавода, знаменитой "копейкой", фактически был ФИАТ-124, автомобиль 1965 года. С него и началось в нашей стране то, что сегодня называют модным словом "тюнинг". Однако, что русскому - тюнинг, немцу совсем не гуд. Хотя… В начале осени информационные сайты и телеканалы облетела сенсационная информация: в этом году продажи автомобилей "Лада" в Германии выросли в два с лишним раза. В январе-мае в стране, славящейся собственным отличным автопромом, реализовано 2158 автомобилей производства АвтоВАЗа, что на 127 процентов больше, чем за тот же период 2008 года. Темпы роста продаж продукции российского автопрома в ФРГ оказались значительно выше общего роста продаж на германском авторынке, который за период с января по май продемонстрировал 23-процентный прирост. Правда, объяснялся парадокс тем, что принятые правительством Германии меры повлияли главным образом на активизацию продаж автомобилей в ценовом диапазоне до пятнадцати тысяч евро, где традиционно представлен бренд Lada…
Как-то по телеканалу "Звезда" прошел любопытный сюжет о немецком автолюбителе, фанате моделей АвтоВАЗа. Крис Гоос (если не ошибаюсь, так его зовут) прямо на камеру откровенно заявил, что за удовольствие покопаться в классическом русском автомобиле готов отдать любые деньги. Так что спрос на новые модели отечественного автогиганта тоже будет, в том числе и в странах Западной и Центральной Европы. И, наверное, пора уже заводу вспомнить хорошо забытое старое да создать новый альянс с кем-то из ведущих западноевропейских автопроизводителей, как это сделали четыре десятка лет назад советские коммунисты. Тем более что договор на приобретение АвтоВАЗом прав на производство автомобилей Renault RF90 с кузовом увеличенной вместимости вроде бы подписан. Актуальность в этих условиях приобретает шутка Михаила Жванецкого: "Мне в Париж по делу, срочно!"
Можно, под спрос, реанимировать и "копейку", снятую с производства почти четверть века назад, - для любителей покопаться в классическом русском автомобиле…