На прошлой неделе правительство России приняло дополнительные меры по стабилизации цен на бензин.
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, в котором усовершенствовал механизмы биржевых торгов бензином и дизелем. Документ, опубликованный на официальном портале кабмина, обязал компании, продающие топливо на бирже, планировать объёмы его реализации на месяц вперёд. Предполагается, что это поможет избежать резких скачков цен на топливо.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, с 10 января по 7 апреля цены на бензин АИ-92 выросли на 7,4 процента (с 49,7 до 53,4 тысячи рублей), на АИ-95 – на 9 процентов (с 51 до 55,7 тысячи рублей за тонну). При этом с декабря 2020 года по 23 марта 2021-го биржевые оптовые цены на АИ-92 возросли на 18,6 процента, на АИ-95 – на 18,8 процента.
«Крупные российские нефтекомпании обязаны отправлять часть топлива на биржу, где независимые АЗС могут купить его по рыночным ценам. Такой подход снижает риски монопольного ценообразования, ведь многие доминирующие игроки топливного рынка обладают собственной сетью АЗС», – говорится в сообщении на официальном портале правительства. Кроме того, торговать через биржу теперь можно с помощью автомобильного транспорта прямо с завода. Это позволит отдельным компаниям отгружать ещё больше нефтепродуктов. Также гарантируется, что реализованное на бирже топливо дойдёт до пунктов, где покупатели забирают товар.
До этого реализация топлива допускалась только посредством железнодорожных поставок. Власти надеются, что принятое постановление поможет стабилизировать ситуацию на топливном рынке, а также окажет сдерживающее воздействие на общий индекс инфляции.
Постановление также утверждает правила, при которых фиксируются требования по определению минимальной величины объёма автомобильного бензина пятого класса и (или) дизельного топлива пятого класса в налоговом периоде на биржевых торгах.
Таким образом, правительство пошло навстречу независимым АЗС.
В середине марта Российский топливный союз направил в кабмин письмо с просьбой увеличить минимальные нормативы для нефтяных компаний по продаже бензина на бирже.
Напомним, что с 1 мая в России начал работать скорректированный демпферный топливный механизм в нефтяной отрасли. Повод для изменения демпфера появился после резкого роста цен на все виды топлива в начале года. В итоге в марте правительство решило снизить индикативную цену, повысив таким образом размер компенсаций компаниям нефтяного сектора.
Демпферный механизм, иначе называемый обратным акцизом на нефть, был утверждён правительством, которое тогда возглавлял Дмитрий Медведев, три года назад, как реакция на острую нехватку топлива и рост цен в период пика сельскохозяйственных уборочных работ. Механизм учитывает разницу между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива, размер последней закреплён законодательно и ежегодно индексируется на пять процентов.
При положительной разнице, когда нефтяникам выгоднее экспортные поставки, нежели чем продажи внутри страны, государство компенсирует им потери, равные приблизительно половине разницы.
Благодаря этому нефтепереработчики могут удерживать оптовые цены внутри России. Когда ситуация меняется на противоположную и разница становится отрицательной, то уже владельцы НПЗ вносят деньги в бюджет. Будучи ещё министром энергетики, Александр Новак (сейчас он занимает пост вице-премьера) говорил, что «нулевой» баланс (когда никто никому не платит и цены на бензин и дизель в России не повышаются) достигается при цене нефти на уровне 50–55 долларов за баррель.
Недавнее решение Минфина и Минэнерго предполагает, что индикативная цена бензина в формуле акциза снижена на четыре тысячи рублей по сравнению с действующей ставкой. В 2022 году она уменьшится на 2,7 тысячи рублей по сравнению с установленной в Налоговом кодексе ставкой. А размер ежегодной индексации с 2023 года снизится с пяти до трёх процентов. Перенастройка демпферного механизма обойдется бюджету в 350 миллиардов рублей.