Многолетние аферы на рынке пенсионного страхования, которые фактически безнаказанно осуществляли негосударственные пенсионные фонды (НПФ), нередко именуемые частными, могут, наконец, попасть пусть и не под суровые, но всё-таки под вполне реальные санкции российского законодательства.
Утерянный инвестдоход заставят возместить
С середины 2022 года НПФ будут обязаны возместить гражданам потери средств пенсионных накоплений (СПН), переведённых в другие страховые компании и организации с нарушением закона. Восстановлению справедливости поспособствует правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который, как утверждают ведущие финансовые СМИ и интернет-порталы, в октябре может принять Госдума. Документом предлагается защитить права россиян, которые хранят свои пенсионные накопления в негосударственных фондах и могут их потерять при досрочном переходе из одного фонда в другой.
Как разъясняют «Ведомости», из пояснительной записки к законопроекту следует, что сейчас законом не предусмотрена «возможность возврата инвестиционного дохода, удержанного в связи с досрочным переходом застрахованного лица, в случае неправомерного перевода от одного страховщика к другому и признания судом соответствующего договора недействительным». Восстановить накопительную пенсию можно в судебном порядке, однако иногда гражданам в этом отказывают.
«В целях решения данного вопроса законопроектом предлагается в случае признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании обязать страховщиков (от которых были переведены пенсионные накопления граждан) восстанавливать на счёте застрахованного лица сумму изъятого при досрочном переходе инвестиционного дохода», – говорится в пояснительной записке.
Инициативу готовы поддержать во всех фракциях Госдумы, сообщают «Известия». Предполагается, что закон вступит в силу с 1 июля 2022 года.
ПФР – за рамками законодательных изменений
Правда, в законопроекте не идёт речи о полном возмещении утерянного инвестиционного дохода застрахованных лиц государственным Пенсионным фондом РФ (ПФР), из которого средства пенсионных накоплений с помощью фейковых документов тоже в течение многих лет незаконно «утекали» в различные НПФ.
В случаях признания судом недействительным договора об обязательном пенсионном страховании незаконно переданные в НПФ СПН возвращались в ПФР, однако утерянный инвестиционный доход госфонд компенсировал лишь частично из резерва по обязательному пенсионному страхованию (РОПС). А за то время, что страхование средств пенсионных накоплений гражданина незаконно осуществлял НПФ (этот срок обычно исчислялся годами, поскольку оспаривание незаконных договоров об ОПС в российских судах занимает очень много времени), на личный счёт пострадавшего не начислялся инвестиционный доход.
Причём НПФ так и не понесли никакой ответственности за многолетнее использование в собственных интересах откровенно фальшивых документов, подавляющее большинство из которых были «шиты белыми нитками». Негосударственные фонды просто по решению суда возвращали ту сумму, которую незаконно получили из ПФР, обратно в государственный пенсионный фонд, и не ощущали никаких правовых последствий. Структуры Банка России практически никогда не штрафовали провинившиеся НПФ, хотя обязаны были это делать согласно Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях (ст. 15.29, часть 10.1). А правоохранительные органы, если говорить прямо, даже не пытались привлечь к уголовной ответственности мошенников и лишь в огромных масштабах издавали постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлениям пострадавших.
Без срока давности
В последние пару лет в России принято немало мер для искоренения мошенничества на рынке пенсионного страхования.
В 2019 году, после официально обнародованных шокирующих цифр, иллюстрирующих огромные масштабы мошенничества, финансовые власти страны всерьёз обеспокоились проблемой. Технология подачи двух документов – заявления о переводе средств пенсионных накоплений и договора об обязательном пенсионном страховании, необходимых для перевода средств пенсионных накоплений, очень сильно изменилась, что усложнило «проталкивание» подделок. А с 2020 года оборона от пенсионных мошенников стала ещё более эшелонированной. Банк России ввёл новую форму типового договора об ОПС, предполагающую подпись со стороны НПФ «единоличного исполнительного органа фонда». Эта норма, в частности, ограничивает массовое подписание со стороны гендиректоров НПФ заключённых с клиентами договоров, усложняет логистику документооборота, а также вводит личную ответственность главы фонда за возможный неправомерный перевод застрахованного лица. В таких условиях агенты, которые ранее формировали целые «пулы» фальшивых договоров об ОПС для НПФ и вносили большую криминальную составляющую в функционирование отечественного рынка пенсионного страхования, оказались не нужны.
Однако, по большому счёту, все эти меры лишь предотвратили новые нарушения законодательства, но никак не компенсировали уже состоявшиеся потери тех людей, кто пострадал от действий недобросовестных участников рынка. Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в случае его принятия Госдумой может, наконец, создать реальные правовые предпосылки для наказания рублём нерадивых НПФ за уже совершённые ими противоправные манипуляции – без срока давности.