Умный город – это то, что нас окружает уже сейчас. Мы снимаем видео, отправляем сообщения, с телефона открываем ворота и управляем домофоном, оплачиваем счета. Удобство, которое приносят цифровые технологии, нужно распространить и на жилищно-коммунальное хозяйство.
Домофоны начнут напоминать жителям многоквартирных домов о неоплаченных счетах за жилищно-коммунальные услуги, а по улицам городов поедет беспилотный транспорт. Это не фантастика, а ближайшие планы и идеи.
– В некоторых населённых пунктах России реализованы интересные практики в сфере умных технологий, – рассказал на всероссийском форуме «Умный город: инструкция по применению» заместитель главы Минстроя РФ Максим Егоров. – Например, системы освещения, которые сами определяют яркость ламп и меняют оттенок света в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, стоит человек рядом или идёт мимо. Это уже большой шаг вперёд по сравнению с датчиком движения. Умный домофон открывает дверь подъезда не просто с программы, установленной на телефоне, а идентифицировав лицо жителя дома. Есть идея научить домофоны не только контролировать допуск в здание, но и сообщать жителям о наличии у них долгов по коммунальным счетам.
Также обсуждается возможность использовать для планирования ремонтных работ искусственный интеллект: он проанализирует состояние коммуникаций, конструкций и сообщит о необходимости провести ремонт. Активно используются в многоквартирных домах умные приборы учёта. Законодатели обязали застройщиков устанавливать такие счётчики электроэнергии в новостройках. Минстрой рассматривает запуск пилотного проекта по установке smart-приборов для учёта потребления газа, после чего его можно будет распространить на приборы учёта воды и тепловой энергии.
Новые технологии должны работать и на предотвращение аварий, чтобы жители вообще не замечали непредвиденных ситуаций в жилищно-коммунальном хозяйстве.
– Нужно выстраивать такую цифровую платформу, чтобы предотвращать аварии, – пояснил замминистра строительства и ЖКХ Максим Егоров. – С 1 сентября 2020 года во всех регионах России заработала система мониторинга и контроля аварий ЖКХ. Теперь сведения обо всех неполадках в системах водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, отопления, газоснабжения и эксплуатации жилья обязательно фиксируются в системе мониторинга и контроля аварий ЖКХ. Минстрой РФ в режиме реального времени видит, где произошла авария и в какой срок её устранили, может по данным системы определить рейтинг аварийных объектов, чтобы отремонтировать их и предотвратить новые инциденты.
Управлять умным городом нужно исходя из потребностей его жителей, считают представители Минстроя России. А для этого важна обратная связь с горожанами. В 2019 году в Московской области был создан центр управления регионом. Это центр, куда поступают обращения граждан из всех муниципалитетов по любым вопросам. Например, житель сообщает о свалке мусора на тротуаре и просит её убрать. Раньше заявка переходила из кабинета в кабинет и на её выполнение уходило не менее семи дней. В центре управления регионом такая заявка сразу поступает исполнителю и выполняется за один день. В конце 2020 года такие центры заработали во всех регионах. Планируются они и в муниципалитетах. К слову, для Магнитогорска это не станет каким-то нерешаемым вопросом: практика быстрого реагирования на обращения горожан, в частности, по состоянию дорожного полотна вполне себя оправдала.
Реагировать на обращения жителей становится одним из приоритетов работы управляющих компаний. Раньше, если в подъезде не горел свет, житель жаловался в Госжилинспекцию, она проводила проверку и выдавала предписание управляющей организации поменять лампочку. Сейчас житель обращается в управляющую организацию через аварийную службу, и обращение регистрируется. Если работа не сделана в срок, информация об этом попадает в центр управления ещё до того, как заявитель пожалуется. Такой порядок взаимодействия полезен и собственникам помещений, и управляющим организациям. Жителям он обеспечивает быстрое решение проблемы, а управляющим домами позволяет уменьшить количество жалоб на них в жилищную инспекцию.
К финансированию проектов умного города планируется привлекать как бюджетные, так и внебюджетные деньги. Их можно получить через конкурс на лучшую муниципальную практику как субсидии Минстроя России, льготные займы, через средства инвесторов, гранты Российского фонда развития информационных технологий, фонда «Сколково», государственно-частное партнёрство.
В 2020 году во всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» появилась номинация «Умный город» среди городов и сельских поселений. Призовой фонд номинации составил 200 миллионов рублей. В 2021 году заявки на конкурс принимают до 20 августа. Регион может заявить на конкурс только одну практику. Среди интересных проектов, например, установка во Владивостоке инновационного видеонаблюдения в скверах. Умные видеокамеры фиксируют, сколько людей посетили сквер, какого они пола и возраста, в каком настроении. Такие данные помогают понять, как развивать пространство: нужен ли тут киоск с мороженым для детей или кофейня для студентов, качели или скейт-парк. Когда посетители сквера распивают спиртные напитки или портят оборудование, включается голосовое оповещение. Голос диспетчера сообщает горожанам о правилах поведения в сквере. Обычно после этого нарушители покидают сквер. Согласитесь, интересная практика, которую неплохо бы внедрить и в Магнитогорске.