В Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области с 12.02.2025 по 14.02.2025 была проведена «горячая линия» по досудебному урегулированию налоговых споров, в ходе проведения которой от налогоплательщиков потупили следующие вопросы.
– В каком случае налогоплательщиком может быть подана жалоба в упрощенном порядке?
– В упрощенном порядке может быть рассмотрена только жалоба, которая не связана с решением налогового органа по проверке или выявлением налогового правонарушения вне проверки (п. 1 ст. 140.1 НК РФ). К примеру, это может быть жалоба на отказ в принятии налоговой декларации, на решение о взыскании задолженности или на требование о представлении документа.
Чтобы жалобу рассмотрели в упрощенном порядке, ее нужно подать в электронной форме (по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика) в налоговый орган, чьи акты, действия (бездействие) обжалуются.
Форма, Порядок ее заполнения, Формат представления, а также Порядок подачи жалобы в электронной форме утверждены Приказом ФНС от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@. В самой жалобе помимо прочего необходимо отразить необходимость ее рассмотрения в порядке, установленном ст. 140.1 НК РФ.
– Можно ли физическому лицу в упрощенном порядке (п. 1 ст. 140.1 НК РФ) обжаловать решение по камеральной налоговой проверке?
– Нет, обжаловать такое решение можно либо в апелляционном, либо в общем порядке.
В апелляционном порядке обжалуется не вступившее в силу решение (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Для этого в течение месяца со дня, вручения решения необходимо обратиться с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган (п. 9 ст. 101, п. 1 ст. 138 НК РФ). В общем порядке обжалуется вступившее в силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке (п. 1 ст. 138 НК РФ). Жалоба может быть подана в течение года со дня принятия решения по проверке.
Жалоба (апелляционная жалоба) подается в письменной форме лично или почтой. Можно направить ее в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России (п. 1 ст. 139.1, п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Форма жалобы, Порядок ее заполнения, Формат и Порядок представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 02.09.2024 N ЕД-7-9/693@.
– Налогоплательщик направил апелляционную жалобу на решение, принятое по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки. Можно ли ему присутствовать при рассмотрении жалобы?
– По общему правилу УФНС рассматривает жалобу без участия представителя организации (п. 2 ст. 140 НК РФ).
В случае выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, вышестоящий налоговый орган рассматривает жалобу (апелляционную жалобу), документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), а также материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, с участием лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу).
Руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа извещает лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) (п.2 ст. 140 НК РФ).