По данным Минстроя РФ и региональных властей, в 60–70 процентов случаев именно поставщики ресурсов виноваты в некачественных коммунальных услугах, на которые жалуются жители России. При этом штраф для ресурсников за такое нарушение символический – от пяти до десяти тысяч рублей, а для их руководителей – от 500 до 1000 рублей.
Парламентарии считают, что такое наказание незначительно, и из-за этого поставщики ресурсов так часто допускают нарушения. Поэтому они разработали законопроект, которым будет установлена двухступенчатая система штрафов за некачественные услуги и увеличенная сумма санкций. Так, при первом привлечении к ответственности юрлицо заплатит от 30 до 50 тысяч рублей, а должностные лица – от пяти до десяти тысяч рублей. Если такое правонарушение повторится, организация будет оштрафована на сумму от 50 до 200 тысяч, а её руководители – от 15 до 30 тысяч рублей.
Правительство РФ поддержало инициативу, но потребовало обоснования размера штрафов и статистических данных из регионов о том, как часто поставщики виновны в предоставлении услуг ненадлежащего качества. Важным этапом в определении, кто виноват в некачественных коммунальных услугах в многоквартирных домах, считается фиксация с составлением соответствующего акта. Это в компетенции аварийно-диспетчерской службы, которая принимает не только заявки на проведение аварийных или плановых работ, но и на ненадлежащее качество коммунальных услуг, даже если исполнитель этой услуги не управляющая, а ресурсоснабжающая организация – АДС реализует принцип «одного окна». По умолчанию в некачественных коммунальных услугах, оказываемых потребителям в многоквартирном доме, виновата будет управляющая компания: она отвечает за рабочее состояние внутридомовых инженерных систем до границ балансовой принадлежности. Чтобы доказать, что вина лежит на ресурсниках, необходимо организовать и провести проверку, составить соответствующий акт или заключение о некачественном ресурсе на входе в дом.
Если коммунальная услуга действительно предоставлялась некачественно, то собственник имеет право на возмещение ущерба.
Если заключён прямой договор с ресурсоснабжающей организацией, то по логике ресурсники должны возместить ущерб. Но при отсутствии подтверждающего вину РСО документа «отдуваться» будет управляющая компания. Поэтому настолько важно, чтобы качественно свою работу выполнили диспетчеры аварийной службы.
Диспетчер должен зафиксировать дату и время обращения жителя с письменной или устной жалобой. Обычно потребители это делают именно по телефону АДС. С потребителем согласуют детали проведения проверки факта, например, почему температура горячей воды ниже нормативной или поставляется мутная холодная вода. Время, на которое назначена проверка, не может быть позднее, чем через два часа после получения жалобы от потребителя. Отклониться от этого временного периода можно только при согласии самого заявителя или при наличии обстоятельств непреодолимой силы – аварии во внутридомовой инженерной системе или централизованных сетях. Незамедлительно о сложившейся ситуации и запланированной проверке должна быть уведомлена ресурсоснабжающая организация. Методы и инструменты проверки зависят от вида коммунальной услуги и нарушения его качества.
Чтобы не оказаться в ситуации, когда из-за ошибок в работе диспетчерской управляющей компании приходится нести ненужные расходы на возмещение ущерба от предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, следует со всей ответственностью подойти к организации работы АДС. В том числе сделать её более эффективной и точной за счёт автоматизации.