В прошлом году малые и средние предприниматели, а также организации по их поддержке собирались в парке у Вечного огня. В этом году остановили выбор на более компактном, а потому логистически более удобном сквере на проспекте Металлургов. Остальное без изменений: суть - деление на стихии, в каждой из которых представлена своя бизнес-направленность, цель - поддержка и развитие в городе малого и среднего предпринимательства в рамках глобальной идеи диверсификации городской экономики.
Ирина Ададурова и её подруга Елена Мусина - предпринимательницы свободного времени: сидя в декретном отпуске, между домашними делами решили освоить новую профессию. Теперь они - сертифицированные организаторы пространства, и навыки свои демонстрируют на "Стихии бизнеса" в жанре гаражной распродажи. На тонких вешалках платья, пиджаки и кардиганы, под ними - босоножки, туфли, ботильоны и сапоги в тон, рядом на столике - сумочки, клатчи, перчатки и прочие женские прелести. Всё развешено и расставлено так "вкусно", что рука тянется рассмотреть, примерить и тут же купить.
- Мотивируем перед началом нового модного сезона разобрать свои шкафы и заодно заработать на продаже вещей в хорошем состоянии, от которых сами уже отказались, а другие будут носить с огромным удовольствием, - говорит Ирина.
Работа Ирины и Елены трудоёмкая, но приятная: они приезжают к вам домой и помогают обустроить пространство так, чтобы существовать в нём удобно было именно вашей семье: научат складывать вещи так, чтобы и в будущем порядок поддерживать было легко. Вроде бы всё просто, но на каждый такой выезд девушкам требуется не менее четырёх часов.
Далее в бьюти-зоне - это одна из фестивальных стихий бизнеса - делают макияж, чтобы он смотрелся лёгким и при этом тщательно скрывал недостатки. Здесь же - массаж для ног и прочие приятности для здоровья и красоты. Чуть поодаль рассказывают о чудо-тряпочках из японского микроволокна, которые без всякой химии делают ваш дом чистым-пречистым: структура тряпочки такова, что волокна тоньше человеческого волоса способны впитывать воду буквально литрами.
Подходим к образовательной стихии: здесь свои услуги представляет академия развития, с помощью которой ребёнок освоит лидерские качества - не лишнее приобретение в эпоху, когда уверенность в себе - уже половина успеха. Зона фуд-корта - здесь и фигурно вырезанные арбузы, которые раньше магнитогорцы могли видеть разве что в турецких отелях, и производители посуды, и мобильные бургерные. Фуд-трейлер "Ракета" - главное достижение фестиваля "Стихия бизнеса". В прошлом году он заявлен как старт-ап, сегодня предприниматель решил расширить свой бизнес до нескольких фуд-трейлеров.
Ми-ми-мишные фото новорождённых малышей привлекают внимание всех. Фото свернувшихся калачиком спящих малюток сейчас в Интернете много.
- Прежде чем снимать новорождённых, нужно пройти серьёзное обучение, - говорит одна из авторов выставки Екатерина Бахарева, вместе с Еленой Тихоновой и Ксенией Борисовой создавшая ассоциацию профессиональных фотографов новорождённых. - Сначала я просто проводила семейные фотосессии, фотографировала беременных, потом уже родившие героини стали просить снять малышей. Фотографировала их лежащими на спинке, но быстро поняла, что этого мало. Мы с Леной и Ксенией учились у фотографа, которая живёт в Канаде, она, в принципе, "завезла" в Россию это фотонаправление, теперь оно с каждым годом набирает всё большую популярность. Позы и спокойствие деток на фото - это работа с неонатологом: как положить, какую создать температуру - мы воспроизводим позы и условия, в которых ребёнок лежит в утробе матери и потому чувствует себя максимально защищённо и спокойно.
Новорождённых фотографируют, когда малышам от двух недель до месяца - не могу не спросить: как мамочки доверяют незнакомым девочкам самое ценное и ещё такое хрупкое создание?
- И боятся, и не доверяют, - смеётся Елена Тихонова. - Рассказываем, показываем сертификаты, готовим. Работа обстоятельная.
На площадке для некоммерческих организаций популярностью пользуется точка Евгении Назаровой - организатора проекта "Дом для мамы", которому уже три года и который, собрав россыпь федеральных, областных и городских грантов, помог сотням семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Сегодня Евгения агитирует горожан приносить для своих подопечных ненужные вещи, а также средства гигиены, канцелярию и прочее, что может оказаться хорошим подспорьем нуждающимся.
- У нас на учёте 500 семей, - рассказывает Евгения Назарова. - Каждый месяц получаем субсидии от областного министерства социальных отношений на продукты, плюс нам везут их неравнодушные горожане. Но иждивенчество не порождаем: женщина живёт в приюте месяц - максимум два, это достаточный срок, чтобы решить проблемы с помощью юристов и психологов.
Заместитель главы города по социальным вопросам Илья Рассоха зашёл сюда случайно - гулял с дочкой и набрёл на фестиваль. Пока малышка заинтересованно рассматривает девичьи заколочки, ободочки и прочие безделушки, представленные на хэнд-мейд-ярмарке, Илья Александрович разговаривает с заместителем главы города по экономике. Александра Макарова здесь по работе и отвечает на мой вопрос: стоит ли из-за пока одного "выстрелившего" старт-апа - фуд-трейлера - проводить такие фестивали?
- Скажу словами восточной мудрости: дорогу осилит идущий. В рамках зимнего фестиваля для производителей полуфабрикатов известная в городе компания "Глория" представила не самый удачный вариант своей демонстрации, но предприниматель быстро сориентировался, провёл работу над ошибками - и сейчас у его фургончика солидная очередь. Отрицательный результат - тоже результат, это опыт, а у нас есть и результаты положительные. Так что мероприятие нужно - и об этом говорят сами предприниматели, формат уже прижился, осталось его развивать и улучшать. К примеру, сейчас сделала вывод, что скверы и парки должны быть оснащены вай-фаем, поскольку горожане всё больше предпочитают безналичный формат оплаты через гаджеты: купил бы - а возможности нет. Взяли на заметку, будем реализовывать.
По информации управления экономики и инвестиций, в Магнитогорске наблюдается ежегодный, хоть сдержанный, но рост числа предпринимателей.
Задача - не просто сохранить, но и активировать эту динамику, для чего городская администрация готова делать всё возможное. К сожалению, возможности муниципальной структуры ограничены, по сравнению с областными и федеральными ведомствами, дающими налоговые каникулы, льготные кредиты, субсидии и гранты. Задача города в этом отношении - сделать так, чтобы предприниматели активно развивались, расширялись, увеличивая производство и создавая новые рабочие места. Фестиваль "Стихия бизнеса" - тоже мера поддержки: яркая, зрелищная, к тому же, ничего не стоящая городскому бюджету.