На пресс-конференции с участием специалистов администрации и сотрудников ГИБДД, посвящённой установке новых постов фотовидеофиксации, в очередной раз был поднят вопрос о работе светофоров. И не только – обсудили статистику аварий, электросамокаты и даже диагональную разметку.
Пристегнись! А то камера будет снимать
Активно установкой в городе постов автоматической фотовидеофиксации в Магнитогорске занялись в прошлом году. К пяти уже функционирующим комплексам добавили ещё 15. И 16 постов было установлено этим летом. Новые посты работают, но пока только в тестовом режиме. После приёмок и проверки их запустят в эксплуатацию. Планируется, что произойдёт это в октябре текущего года. Посты фотовидеофиксации в Магнитогорске устанавливают за счёт областного бюджета, заказчиком выступает областное государственное казённое учреждение «Центр обработки вызовов системы 112 – Безопасный регион», оно же обслуживает камеры.
– Место установки постов определяется с учётом статистики аварийности после согласования с ГИБДД Челябинской области, – уточнил начальник управления гражданской защиты населения Олег Жестовский. – На 2023 год в городе действует 20 постов фотовидеофиксации. В текущем году установлено ещё 16. По контракту все работы, как и положено, завершены до 1 сентября. На следующей неделе ожидается прибытие комиссии из Челябинска по приёмке данных постов. После того, как комиссия подпишет все необходимые документы, ещё какое-то время камеры будут находиться в режиме тестирования, затем их запустят в полноценную эксплуатацию с фиксацией нарушений и рассылкой штрафов.
Комплексы фиксируют проезд на запрещающий сигнал светофора, заезд за стоп-линию, нарушение скоростного режима, нарушение движения по полосам. Но если не выезжать за стоп-линию магнитогорские водители худо-бедно научились, то теперь придётся привыкать пристёгиваться – камеры будут следить и за этим.
– Когда в тестовом режиме камеры начали определять непристёгнутые ремни безопасности водителей и пассажиров, резко выросло число фиксируемых нарушений, – уточнил Олег Жестовский. В июле камеры отследили 18,5 миллионов транспортных средств, было зафиксировано 349 850 нарушений.
Чаще всего водители игнорировали ПДД на перекрёстках Советская – Грязнова, Советская и Советской Армии, Ленина – Завенягина, Советская – Труда.
Также администрация города подала заявку в Челябинск на установку в 2024 году ещё 11 постов фотовидеофиксации на четырёх перекрёстках и семи скоростных участках, где регулярно происходят аварии из-за нарушения скоростного режима. Места установки уже согласованы с областным ГИБДД, сформированы сметы и подана заявка на выделение областного финансирования. Точная информация по данным постам будет известна ближе к концу года.
Статистика, только статистика
– С введением в действие автоматических постов фотовидеофиксации культура вождения на дорогах города значительно повысилась, что привело к снижению аварийности, – отметила старший инспектор группы пропаганды безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России по Магнитогорску капитан полиции Нонна Гейнц.
Всего с начала года территории города зарегистрировано 3860 дорожно-транспортных происшествий, в том числе 218 – с пострадавшими, погибло 9 человек, 252 получили ранения. Общее число ДТП снизилось на 15 процентов. На 30 процентов сократилось количество аварий со смертельным исходом, на 16 процентов снизилось число получивших ранения. И только по одному показателю фиксируется рост аварийности – это ДТП с участием детей, в текущем году их было 46, что выше уровня прошлого года на 24 процента. В результате один ребёнок погиб и 47 детей были ранены.
Самые частые причины ДТП – несоблюдение правил проезда пешеходных переходов (погибли пять человек, 82 ранены), несоблюдение очередности проезда (45 ДТП) и неправильный выбор дистанции (16 ДТП).
– В целом уровень аварийности с участием пешеходов в 2023 был ниже показателей прошлого года, – отметила Нонна Гейнц. – Зарегистрировано 84 происшествия, связанных с наездами на пешеходов (в прошлом году – 100), снижение составило 16 процентов. Также снизилось число ДТП, в которых виновниками признаны пешеходы – 27 фактов (в прошлом году – 34).
Всего за 2023 год к административной ответственности привлечены свыше 38 тысяч участников дорожного движения. Выявлено более 1400 фактов управления ТС водителями в состоянии опьянения. Более 250 водителей повторно сели за руль в состоянии опьянения, решается вопрос о возбуждении уголовных дел. Более 500 водителей сели за руль, не имея или будучи лишёнными водительских прав. Больше 3800 водителей были оштрафованы за нарушения правил проезда пешеходных переходов, более 1300 нарушили правила перевозки детей-пассажиров. Выявлено свыше 3000 случаев неуплаты штрафов в установленный законом срок. Пешеходы тоже отличились – они совершили в общей сложности больше 1700 административных нарушений.
Средства мобильности – источник аварийности
Отдельно в своём докладе Нонна Гейнц остановилась на ДТП с участием велосипедистов и водителей электросамокатов.
В текущем году было зарегистрировано 37 ДТП с лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности, в результате ранения получили 25 взрослых и 11 детей.
– Дети и подростки передвигаются по проезжей части на электросамокатах и нередко нарушают требования сигналов светофоров, пересекают проезжую часть, не спешившись, что является сопутствующей причиной ДТП с их участием, – уточнила Нонна Гейнц. – Если ребёнок использует средство индивидуальной мобильности, он должен знать и правила дорожного движения, которые необходимо соблюдать. Объяснить их – в первую очередь задача родителей. Значительный прирост ДТП с участием детей дали именно самокаты и велосипеды.
Внесли свой «вклад» в рост дорожных происшествий и прокатные электросамокаты. Вообще на таких средствах индивидуальной мобильности есть ограничение 18+, но нередко на них катаются и подростки, причём едут часто по двое, что в принципе запрещено правилами.
Уход для перехода
Статистику по ДТП на пешеходных переходах представил старший инспектор отделения дорожной инспекции и организации движения отдела Юрий Крылов. Всего в Магнитогорске 884 пешеходных перехода, в том числе 106 – рядом с образовательными организациями.
За семь месяцев текущего года на пешеходных переходах произошло 46 ДТП. Причем в 34 случаях (61,4 процента) способствовали этому неудовлетворительные дорожные условия, то есть переходы не соответствовали требованиям ГОСТов.
–Подрядным организациям выписано 36 предостережений по устранению выявленных недостатков, – уточнил Юрий Крылов. – Направлены предложения по усовершенствованию улично-дорожной сети для недопущения ДТП, связанных с наездами на пешеходов. Предложения были рассмотрены и практически все реализованы.
Так, в 2023 году на улицах города было дополнительно установлено восемь искусственных неровностей на переходах, переоборудован перекресток шоссе Западное – улица Привольная, где установили светофор. До конца года ещё два пешеходных перехода будут оборудованы светофорами с кнопкой вызова для пешеходов: на шоссе Западном в районе посёлка Грин Парк и на улице Труда в районе дома 44Г.
Отвечая на вопрос, что входит в понятие «неудовлетворительные дорожные условия», Юрий Крылов пояснил: это может быть отсутствие тротуаров, отсутствие либо износ дорожной разметки, неисправность светофора или повреждение дорожных знаков. Или же отсутствие или повреждение пешеходных ограждений. Сюда же можно отнести проблемы с очисткой дорог в зимний период и недостатки в покрытии проезжей части: выбоины, провалы, колейность. Также оценивается уровень освещения, для этого проводятся замеры освещённости на местах ДТП. Если на общей улично-дорожной сети два и более светильника подряд неисправны, то это уже является неудовлетворительными дорожными условиями. На пешеходных переходах светильники должны быть исправны в полном объёме.
Инспекторы на месте ДТП выявляют все недостатки, фиксируют, передают в дежурную часть. ГИБДД вносят представления администрации города. Хотя в настоящее время, подчеркнул инспектор, проблемы с разметкой, отсутствием «лежачих полицейских» фиксируются гораздо реже, а это значит, что проводится полномасштабная работа по устранению недостатков.
Светофоры, светофоры…
О самом наболевшем речь зашла уже ближе к концу встречи. Напомним, с июля текущего года в соответствии с национальными стандартами на перекрёстках в работу светофоров начали вводить отдельную фазу для пешеходов, когда всему транспортному потоку горит красный, а пешеходы могут переходить дорогу в любом направлении.
Такое нововведение вместе с одновременно проходящими ремонтами дорожного полотна с перекрытием движения на нескольких участках дорог привело к массовому транспортному коллапсу: в конце августа – начале сентября город встал в пробках. Магнитогорцы в отличие от столичных жителей к такому не привыкли, и естественно, социальные сети затопило потоком жалоб и возмущений.
Но как ещё можно приблизиться к выполнению разработанной правительством долгосрочной стратегии безопасности движения, по которой смертность в ДТП к 2030-2035 году должна снизиться до нуля, без сведения к минимуму всех потенциально аварийных моментов?
– Основные принципы организации дорожного движения – приоритет безопасности движения по отношению к потерям времени и задержкам при движении транспорта и пешеходов, – подчеркнул Юрий Крылов.
Он также объяснил: в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019 в одной фазе светофорного цикла допускается движение пешеходов и поворачивающих транспортных средств (пересекающих направление движения пешеходов) при одновременном выполнении двух условий. Первое – суммарная интенсивность транспортных средств, поворачивающих в одно направление, не более 120 единиц в час, а интенсивность движения пешеходов – не более 600 человек в час. Второе – применение информационных световых секций для предупреждения водителей о возможном движении пешеходов по пешеходному переходу, на который он поворачивает, с режимом бело-лунного мигания. Если поток транспорта и пешеходов выше указанного ГОСТом, необходимо выделять отдельную светофорную фазу для пешеходов.
– В данный момент возникают проблемы, но подрядные организации, занимающиеся регулировкой светофоров на территории города, анализируют интенсивность движения и приводят в соответствие работу светофоров, чтобы было меньше простоев как у пешеходов, так и у водителей, – отметил Юрий Крылов.
Старший инспектор отдела транспорта и организации дорожного движения управления транспорта и коммунального хозяйства администрации города Максим Шаравара уточнил: проводится работа по корректировке и отладке светофорных объектов, мониторинг интенсивности пешеходного и транспортного потоков, решается вопрос по установке дополнительных информационных секций.
– Конечно, учитываем обращения жителей, предложения и замечания выносим на совещание рабочей группы с участием представителей Госавтоинспекции, – объяснил специалист.
Уже скорректировали работу светофоров на перекрёстках Сиреневый – Калмыкова, Бориса Ручьёва – Карла Маркса, Суворова – Дружбы, Ленинградская – Суворова. Там было добавлено время и для транспорта, и для пешеходов.
А вот диагональной разметки в ближайшее время магнитогорцам ждать не стоит, хотя во многих городах России она успешно применяется. Пока чиновники считают такую разметку нецелесообразной: расстояние по диагонали длиннее, чем по прямой. Значит, и времени на пешеходную фазу нужно больше. Что ещё больше усложнит жизнь автомобилистам. Плюс «диагональ» может проходить через ограждённую трамвайную остановку. Плюс разметка не держится круглый год. И опять же – что делать в ситуации, если светофор перестанет работать, а пешеходы будут ходить по диагонали со всех направлений? Что же касается настройки светофоров по времени «утро, день, вечер» – методические рекомендации по такой настройке существуют и при необходимости компания-подрядчик – ООО «Магнитогорскинвестстрой» – их использует.