Раньше для этого не было специального формата. Сейчас порядок заполнения и представления жалоб, а также направление ответных решений в электронной форме по каналам связи установлены приказом ФНС России. Направить жалобу, используя новый формат, могут юридические лица, ИП и иные физические лица, у которых есть программное обеспечение, предоставляемое операторами электронного документооборота.
Утверждён порядок заполнения жалоб, предусмотрен отдельный код для каждого предмета обжалования, например, решение по проверке, налоговое уведомление, требование об уплате либо бездействие должностных лиц. Формы заполнения рассчитаны на информацию до двух тысяч знаков. Если текст превышает лимит, то в самой жалобе необходимо кратко передать суть проблемы, приложив в виде скана полный текст документа. Если в электронном виде жалоба будет подана не по формату, налоговые органы не смогут её принять.
При отправлении жалобы можно выбрать способ получения решения: если жалоба подана в бумажном формате, – то по почте или лично, если по ТКС – то в электронной форме. Решение в электронном виде направляется только лицам, подавшим жалобу в электронной же форме с соблюдением установленных приказом положений. Жалоба должна быть подписана усиленной квалификационной электронной подписью адресанта и направлена через оператора электронного документооборота. В ответ налоговый орган сообщает время и место рассмотрения документа, информацию о приостановлении или отказе в приостановлении исполнения решения инспекции, а также сведения о продлении срока рассмотрения и решение.
Подача жалобы в электронной форме упростит и оптимизирует взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.