За пятилетку своего правления легендарной Магниткой Сергей Бердников прослыл как требовательный, порой даже жёсткий, руководитель, как реформатор общественного пространства, при котором парки и скверы города претерпели революционные изменения, а дороги стали одними из лучших в стране. Что думает градоначальник о сделанном, в том числе в этом году, и какие строит планы на будущее?
О парках, скверах и культуре поведения
Все реконструируемые и вновь построенные территории максимально рассчитаны на высокую посещаемость. Этому способствует наполнение пространства и территориальное расположение: в каждом районе должен быть свой уголок отдыха. Ежегодно восстанавливаются и организуются новые восемь-десять скверов. В 2022 году в городе сделали парк Южный. И самое главное – открыли первую очередь Притяжения – грандиозный, масштабный проект, инициированный и финансируемый лично председателем директоров ПАО «ММК» Виктором Рашниковым. Основательные и содержательные территории отдыха будут способствовать развитию Магнитогорска, как разностороннего направления для туризма. Культура городского пространства формирует и отношение людей к окружающей среде. Меньше стало вандализма, нарушений общественного порядка.
О дорогах и водителях
Магнитогорск входит в пятёрку городов с лучшими дорогами – это подтверждает уже не один рейтинг. Приводят в порядок не только покрытие, но и инфраструктуру: колодцы по уровню, комфортные трамвайные переезды, бордюры. Но Сергей Бердников отмечает, что хорошие дороги породили проблему беззаботности пешеходов и неуважения к ним водителей. Увеличился травматизм пеших участников движения, причём зачастую на регулируемых переходах. Ну нельзя же повсюду уложить препятствия. Для решения проблемы стали переводить перекрёстки на раздельные фазы светофоров, запретив правый поворот, когда пешеходам открыто движение. Дорожное движение организуется комплексно, чтобы были и комфорт, и безопасность.
Слабое звено – поселковые дороги, хотя и здесь уже сделано немало. Но поскольку сегодня две трети возводимого в Магнитке жилья – малоэтажное строительство, работы по организации движения в них немало. Выход пока найден: наравне с горячим асфальтом укладывают фрезерованный. При этом выполнен солидный пласт приведения в порядок дорог к садам – этого не делали десятки лет.
Об общественном транспорте
Пять лет назад маршрутки были неорганизованным видом транспорта, к тому же по маршрутам ходили старые, неухоженные машины. Добились, чтобы курсировал только транспорт легальных перевозчиков, парк автобусов обновили. Но вот график их движения, спланированный по спросу населения, вызывает вопросы. Например, одна из проблем – вечернее движение маршрутных такси. По всем жалобам, которые горожане направляют в администрацию города, следует реакция в виде рейдов на предмет соблюдения графика. Идёт работа по оснащению машин системами Глонасс.
Другой вопрос: почему нет автобусов большой вместимости? Потому что этот транспорт убыточен – потери бюджета составляли 15-20 миллионов рублей ежемесячно, потому что в основном загрузки не было, возили воздух. Они просто не выдержали конкуренции с маршрутками: сами же горожане выбрали более быстрый транспорт малой вместимости. Убрать из города маршрутки не позволяет закон, который стоит на страже малого бизнеса. Выбрали направление развития экологически чистого и востребованного жителями транспорта – трамвая. К 77 ранее закупленным вагонам в этом году 20 выделил губернатор и 20 закупил город, тем самым значительно обновив парк электротранспорта. Восстанавливают трамвайные пути, построили новую ветку на Зелёном Логе.
О ФКГС и «Инициативном бюджетировании»
Проекты реконструкции затрагивают как локальные места во дворах многоквартирных домов, так и большие общественные пространства, например, спортивная площадка на три квартала. В 2022 году программа «Формирование комфортной городской среды» меняет парк Трёх поколений и Первый квартал, где трепетно сохраняют облик архитектурных элементов. В 2023 году руки дойдут до Парка Ветеранов.
Инициативное бюджетирование в рамках выделяемых возможностей позволяет решить «местечковые» вопросы благоустройства. И здесь важно найти консенсус, договориться самим жителям, решить, что хочет большинство. И в этом тоже важна культура: общения, выбора идей.
Об экологии
Сергей Бердников считает, что экология давно не является проблемой первого плана, поскольку сделано в этом направлении за последние два десятка лет немало. Изменилось отношение к этому, вложено немало средств для изменения ситуации. В городе установлены автоматические станции, которые контролируют состояние воздуха. И факты, выражающиеся в цифрах, подтверждают, что чистота окружающей среды сильно разнится с тем, что было раньше. Идеальной чистоты не будет – производство есть производство, а их в городе немало, и это не только ММК. Но есть установленные нормы, к которым нужно стремиться, которые нужно соблюдать.
Разработана программа, по которой комплексный индекс загрязняющей среды должен быть около пяти – это не так вредно, с этим можно жить. Магнитка начинала с 19, сейчас КИЗА около 5,8. В большей мере это стало возможно благодаря реализации экологических программ ПАО «ММК». Плюс – новый полигон по обращению отходов взамен старой свалки, которая выдавала 13 тысяч тонн вредных выбросов в год. После рекультивации свалки эта вредоносная цифра тоже будет вычеркнута.
В городе есть проблема старых стволов, которые нужно менять на новые посадки. Каждый год высаживается около тысячи деревьев, десятки кустарников. Но не нужно жалеть старые аварийные деревья, от которых пользы меньше, чем может быть нанесено вреда.
О городе, в котором хочется жить
Рабочие места, одна из самых высоких заработных плат в регионе, созданная комфортная среда – всё это, по мнению Сергея Бердникова, позволяет многих гордиться своим городом, выбирать его для жизни. В рейтинге финансового университета при правительстве России Магнитогорск уверенно занял четвёртую позицию по стране. Но сделать ещё предстоит немало, сохраняя набранный темп и положительную динамику.