Социальные сети пестрят обсуждениями ремонта дорог. Конечно, кому понравится менять ежедневный маршрут или стоять в пробках из-за того, что на пути домой установлены запрещающие проезд знаки.
В этом году сложилось впечатление, что дорожники слишком уж рьяно взялись менять асфальт: одновременно закрывают несколько участков в одном районе, создавая транспортный коллапс, как это было с улицами Галиуллина, Сталеваров, Советской Армии. Вспоминаешь и вздрагиваешь, какие были заторы. Но это, как говорится, издержки производства…
Другой распространённый упрёк автомобилистов касается выбора участков для дорожных работ: отчего-то именно в этом сезоне ремонт проводят там, где он вроде и не требуется. То есть даже привередливые водители, за несколько лет уже избалованные хорошим покрытием и замечающие каждую ямку, и те недоумевают: зачем снимают хороший асфальт и на его место кладут новый? Яркий пример: улица Сталеваров. Перекрыли участок от улицы Галиуллина до Суворова, не задумываясь, что создают проблемы владельцам гаражей, у которых нет другого выезда из кооператива, посетителям бани, жителям близлежащих домов, а главное – ученикам, ведь вокруг школы № 5 в срочном порядке ещё и вскрыли тротуары, тем самым к образовательному учреждению было ни пройти, ни проехать. Обещанный срок окончания работ задержали почти на десять дней. Ладно, причина понятна – дождь.
Но почему надо было создавать неудобства в мае, когда шёл учебный год, а не подождать каникул?
Сейчас в работе следующий участок улицы Сталеваров – от Суворова до проспекта Карла Маркса. На логичный вопрос, заданный заместителю директора МКУ «УКС» Ивану Трошкину: «Следующий участок в планах – улица Сталеваров от проспекта Карла Маркса до Ленина?» – с удивлением получаем отрицательный ответ. А ведь любой водитель невооружённым глазом видит, что именно эта часть улицы находится в самом плачевном состоянии, потому что колея такая, что из неё машину выбрасывает даже на сухом асфальте на небольшой скорости, а что будет зимой, в гололёд, – и думать страшно.
Но оказывается, что нельзя ориентироваться на «невооружённый глаз».
В городе есть комплексная передвижная лаборатория «Трасса», которая оценивает состояние покрытия и дефекты дорожного полотна с научной точки зрения. Работает она в городе уже три года.
Её появление обусловлено требованием федерального законодательства – создать для каждой дороги паспорт, в котором указаны все параметры – уклон, поперечная и продольная ровность, трещины, выбоины. По итогам исследования принимают решение о ремонте в местах, где зафиксирован наибольший износ. Ещё одна важная функция дорожной лаборатории – создание проектов по организации дорожного движения. Приборы помогают выяснить, например, наилучшее положение парковочного кармана, интенсивность движения.
Сегодня дорожные работы идут сразу на нескольких участках городских магистралей.
В стадии завершения улица Ворошилова от Завенягина до Бориса Ручьёва, в ремонте Суворова, Зелёный Лог, Коробова. Строители стараются уложиться в график, а то и готовы сделать быстрее, чем запланировали. Но в этом году условия диктует дождливая погода, которая значительно тормозит процесс. Есть стандарт, по которому асфальт следует укладывать в сухую погоду. Но это не значит, что в дождь работать нельзя. Есть погодные условия, которые на языке дорожников называются «неблагоприятными», но всё же подходящими для дорожных работ, – это когда температура от плюс пяти до минус десяти градусов. Дождь и снег тоже могут идти, но только если суточная норма осадков до пяти миллиметров. У Росавтодора есть целая памятка о том, как работать в непогоду. В ней написано, что перед тем, как укладывать асфальт, дорогу нужно расчистить от воды механизированными щётками и просушить продувкой. В итоге условия получаются трудновыполнимыми, поэтому лучше и дешевле вовсе не укладывать асфальт в дождь.
Городские дороги состоят из двух или трёх слоёв асфальта, чаще – двух, толщиной десять сантиметров. Гарантия на нижний слой – пять лет, на верхний – четыре года. По рекомендациям экспертов, гарантии рассчитываются по интенсивности движения. Например, при проезде менее тысячи автомобилей в сутки верхний слой асфальта может продержаться до восьми лет, если 10–20 тысяч машин – четыре года, а с пропуском 20 тысяч автомобилей в сутки – два года. Но это лишь рекомендации. На федеральных трассах межсервисный срок – 12 лет, это время дорога должна соответствовать требованиям. Гарантийный срок – шесть лет.
– По улице Суворова западная сторона ремонтировалась в 2020 году по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги», – напомнил заместитель директора МКУ «УКС» Иван Трошкин. – На восточной стороне выполняют средний ремонт по муниципальному контракту. Планируем завершить работы к середине июня. Всего предстоит заменить 670 метров дорожного полотна. Средний вид ремонта сегодня самый распространённый, если магистраль приводится в порядок по муниципальной программе. Делают фрезеровку, меняют бортовые камни, монтируют дождеприёмные люки, готовят основание, обеспыливают. Покрытие проливают битумом, укладывают первый асфальтовый слой, следом выравнивающий. При укладке каток делает четыре–шесть проходов, чтобы добиться необходимого уплотнения.
В рамках среднего ремонта в 2022 году сделают 23 участка дорог, в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» – восемь участков.
Решения по выбору участков для ремонта принимают исходя из результатов исследований передвижной лаборатории.
На летний сезон дорожникам предстоит много работы. Запланирован ремонт участков общей протяжённостью 49 километров, из них по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» около 12 километров. Остальные улицы будут приведены в порядок в рамках муниципальной программы содержания улично-дорожной сети города.
В средствах массовой информации, социальных сетях перед началом дорожных работ публикуют объявления, где из-за ремонта будет перекрыто движение.
Так, из актуальной информации, в которую может внести коррективы погода: до 8 июня продлили ограничение на движение автомобилей по улице Сталеваров на участке от улицы Суворова до проспекта Карла Маркса. По 7 июля перекрыт для транспорта боковой проезд параллельно улице Труда на участке в районе домов № 21 и 23. До 8 июня водителям не проехать по восточной стороне улицы Пржевальского, по 12 июня – по западной стороне. До 8 июня перекрыта улица Ворошилова на участке от улицы Бориса Ручьёва до Завенягина. Закрыты на ремонт участки дорог по проспекту Карла Маркса и улице Зелёный Лог – движение транспорта будет ограничено до конца июня. До 13 июня нет проезда по проспекту Карла Маркса – от 50-летия Магнитки до Зелёного Лога. До 25 июня не проехать по улице Зелёный Лог на участке от Тевосяна до Советской. До 1 июля перекрыто движение на улице Вокзальной – перед перекрёстком улиц Вокзальной и Энергетиков.
Администрация города просит автомобилистов и пешеходов следить за информацией о дорожных ограничениях, отнестись с пониманием к временным неудобствам и заранее продумывать маршрут движения.