В большинстве городов России, где когда-то ходили трамваи, вагоны опрометчиво вывели из эксплуатации и даже разобрали или закатали в асфальт рельсы. Восстановить работу трамвайных парков там стало невозможно. Ломать – не строить. А вот Магнитогорск в этом вопросе пошёл противоположным путём.
В нашем городе трамвайное движение планировали запустить седьмого ноября 1934 года, но завершить прокладку путей и подготовку инфраструктуры не успели. Старт перенесли на 15 декабря, затем на первое января уже 1935 года. Чтобы приблизить событие, 17 тысяч магнитогорцев добровольно выходили на массовые субботники, помогали укладывать рельсошпальную решётку. И с 18 января 1935 года жителям уже не надо было брести по обочинам и отворачиваться от колючего ветра, добираясь до заводских цехов.
Пуск первого трамвая в Магнитогорске 18 января 1935 год. Тот день стал настоящим праздником для магнитогорцев, в трамвае меньше чем за сутки прокатилось 15 тысяч человек
Два первых трамвайных вагона под управлением Станислава Крещука и Анастасии Санниковой (по другим данным – Клавдии Коловой) курсировали от Щитовых до заводоуправления и обратно – на Комсомольской площади тогда находилось кольцо. Протяжённость путей составляла 11,5 километра, действовали семь остановок, а за билет платили 10 или 30 копеек в зависимости от дальности поездки. В первые годы трамвайное хозяйство обслуживал 291 производственник.
С момента пуска первых вагонов в Магнитогорске колесили трамваи ленинградского, рижского, казанского, коломенского производства. В 1969 году самой популярной моделью становится 71-605, которую до 1992 года собирали в Усть-Катаве. Они до сих пор служат магнитогорцам. Однако сегодня 96 процентов трамвайного парка обновили, введя в эксплуатацию современные вагоны модели 71-623-02 с частично заниженным полом, а также модернизированные вагоны «Горизонт», которые разработали совместно с екатеринбургскими партнёрами на базе модели 605. Обновляют парк с 2016 года, и тогда планировали завершить начатое только к 2030-му – пока идём с опережением графика.
Вагоны усть-катавского производства модели 71-623-02. Благодаря частично низкому полу ими могут пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья, а так же облегчена посадка для маленьких детей и пенсионеров
С приобретением новых вагонов, ремонтами трамвайных переездов и открытием новой ветки, соединившей проспект Карла Маркса и улицу Зелёный Лог, увеличилось количество желающих воспользоваться электротранспортом. А за всю 88-летнию историю вагоны Маггортранса перевезли свыше восьми миллиардов человек.
Работников муниципального перевозчика поздравил глава города Сергей Бердников:
– Наш город – один из немногих, где активно развивается электротранспорт. Каждый год приобретаются новые трамваи. В прошлом году мы приобрели 40 трамваев. За 6 лет заменено 96% подвижного состава, ежедневно выпускаемого на линии города. Сегодня благодаря труду работников Маггортранса в Магнитогорске успешно функционирует и развивается городская транспортная инфраструктура. Результат вашего труда – это комфортное проживание жителей. Примите искреннюю благодарность за предельную внимательность к пассажирам и высокое чувство ответственности. Желаю всему коллективу дальнейших успехов в профессиональной деятельности, реализации всех намеченных планов, доброго здоровья и благополучия!
Главные пассажиры магнитогорского трамвая – школьники, студенты, пенсионеры и работники Группы ПАО «ММК»
В 2023 году протяжённость трамвайных путей в Магнитогорске составляет 175,13 километра, а в Маггортрансе трудятся более тысячи человек.