День таможенника – праздник молодой. Официально он был учреждён в 1995 году. Но выбранная дата имеет куда более глубокий исторический подтекст – 25 октября 1653 года на Руси приняли Единый Торговый устав, который содержал правила «о взимании таможенной пошлины в Москве и в городах, с показанием, по скольку взято и с каких товаров».
Восьмидесятые
Магнитогорская таможня была создана 37 лет назад. Её появление было напрямую связано с масштабным строительством на ММК стана «2000» горячей прокатки при участии специалистов из Польши. В город большим потоком стало поступать импортное оборудование, потребовалось его таможенное оформление, в связи с чем приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР 27 июля 1987 года в Магнитогорске была создана первая на Урале таможня. Ранее процедура таможенного оформления поступающего в Магнитогорск импортного оборудования, предназначенного для ММК, осуществлялась сотрудниками Московской таможни, работавшими в Магнитогорске вахтовым методом. В зону деятельности Магнитогорской таможни входили Пермская, Тюменская, Курганская, Челябинская, Свердловская области и Башкирия. Первым начальником стал Александр Пелипадченко, ранее руководивший Вилковским таможенным постом Измаильской таможни.
– В штате было всего пять человек, – рассказывает исполняющая обязанности начальника таможенного поста «Аэропорт Магнитогорск» Ирина Максимова. – Люди пришли из разных структур и первоначально обучались таможенному делу на курсах повышения квалификации. Учитывая объём работы и зону деятельности, в которую входили пять областей и Башкорстостан, они постоянно находились в командировках.
К концу 1988 года грузопоток, проходящий через Магнитогорскую таможню, увеличился в три раза, а число сотрудников – до десяти человек. Круг полномочий таможни значительно расширился. В 1989 году введено в практику составление грузовых таможенных деклараций, создана система статистического учёта – важнейшего средства государственного контроля перемещения грузов.
Девяностые
В 1991-м в структуру Магнитогорской таможни помимо оперативного и грузового отделов вошёл Курганский таможенный пост. В штате появились специалисты отдела таможенных платежей, инспектор-дознаватель, инспектор-статист. К этому времени таможня обслуживала около ста предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и поддерживающих связи с крупнейшими фирмами Австрии, Великобритании, Германии, Италии. Продолжались обустройство границы, компьютеризация и техническое оснащение таможенных органов. Ещё через год Магнитогорская таможня становится пограничной, создаются новые таможенные посты на границе с Казахстаном.
– Карталинский пост был железнодорожным, а Троицкий, Николаевский и Брединский – автомобильными, – рассказывает исполняющий обязанности начальника Магнитогорского таможенного железнодорожного поста Николай Кунгурцев. – В связи с этим увеличился штат Магнитогорской таможни.
В апреле 1993-го создано Уральское таможенное управление, и Магнитогорская таможня, в которой к тому времени работало 242 человека, вошла в его состав. Протяжённость границы с Казахстаном в зоне деятельности Магнитогорской таможни составляла 750 километров, а число участников внешнеэкономической деятельности выросло до 550. Для предотвращения незаконного перемещения товаров и транспортных средств был создан отдел таможенной охраны, позднее – отделы нетарифного и экспортного контроля, транзитно-грузовой, контроля доставки товаров, дознания, юридический, собственной безопасности, АСУ, инспекция по личному составу. Штат увеличился до 437 человек, появились должности психолога и инспектора пресс-службы.
– Каждый отдел специализировался на одном направлении и полностью отрабатывал свой функционал, – отмечает Николай Кунгурцев. – Мы с Ириной Геннадьевной пришли, когда создавался отдел контроля таможенного транзита, в котором трудились десять человек. У меня за плечами было лётное училище, у неё – педагогический институт. Работа у нас была в основном бумажная – нужно было отслеживать перемещение товаров согласно транзитной декларации.
– В 1994–1995 годах был большой набор в таможню, – вспоминает Ирина Максимова. – О предстоящей работе имели самые общие представления, думали, что таможенники ловят контрабандистов да багаж досматривают. Оказалось, что функции у таможни совсем другие. Пришлось работать с грузами, которые приходили в адрес ММК. Первым делом изучили все нормативные документы.
– Тогда действовал Таможенный кодекс 1993 года, который содержал как нормы таможенного законодательства, так и нормы административных правонарушений, – поясняет Николай Владимирович. – Потом кодексы менялись, разделялись, поэтому приходилось постоянно изучать законодательство, быть в тонусе. Девяностые годы были непростыми для всех, и таможни в том числе, но мы были молодыми, нам всё было интересно, так что вспоминаем то время с удовольствием.
Двухтысячные
31 декабря 2002 года образовался Магнитогорский железнодорожный таможенный пост, который оформлял экспортную продукцию ММК, а с момента образования таможенного поста «Аэропорт Магнитогорск» в 2003-м открыты воздушные ворота в страны СНГ и дальнее зарубежье. Первыми пассажирами-международниками стали хоккеисты команды «Металлург».
В 2003 году началась работа по внедрению элементов электронного декларирования при оформлении металлопродукции ММК на экспорт. Таможня контролировала провоз через таможенную границу металлопродукции, сырья для металлургической промышленности, импортного технологического оборудования и запчастей к нему. Адресаты таможенных грузов были продиктованы экономическими связями градообразующего предприятия Магнитки: Алжир, Канада, Китай, Эквадор, Германия, Израиль, США. Импортные поставки на комбинат шли из Австрии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Люксембурга. Для сокращения времени таможенного оформления грузов в 2004 году были внедрены специальные упрощённые процедуры, что позволило комбинату увеличить ввоз железорудного сырья.
– Раньше работа была бумажная, подавали декларации, проводили пятиэтапный контроль, когда пять человек проверяли декларацию на товары, и всё это на бумаге, – вспоминает Ирина Геннадьевна. – Электронная форма декларирования продукции, применяемая ММК, позволила минимизировать количество бумажных документов, повысить оперативность оформления грузов, уменьшила материальные затраты. Со временем произошло разделение функций – сейчас одни посты работают только с декларациями, другие – только с грузами.
В 2007 году, к своему 20-летию, Магнитогорская таможня получила собственное здание. В мае 2008 года после разделения Карталинского таможенного поста был образован ещё один пост – железнодорожный пункт пропуска Карталы, завоевавший почётное звание «Лучший коллектив таможенного поста России».
С началом строительства на ММК крупнейшего в стране толстолистового стана «5000» импортные поставки компонентов и технологического оборудования для него составили 98 процентов всего грузооборота в зоне ответственности таможни.
В 2009 году на Магнитогорской таможне началась эра электронного декларирования. Через год она была признана лучшим таможенным коллективом среди пограничных таможен Уральского региона, а по России заняла второе место. В том же году вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза, было создано единое таможенное пространство России, Беларуси и Казахстана. Товары стали следовать через российско-казахстанскую границу без таможенного оформления. Были ликвидированы таможенные посты Карталы, Мариинский и Николаевка. Магнитогорская таможня превратилась в многофункциональную. В её составе остались три таможенных поста: Магнитогорский железнодорожный, Карталинский и таможенный пост «Аэропорт Магнитогорск».
В 2014 году таможня осуществляла контроль товаров, поступавших из сорока государств мира, и таможенное декларирование экспортных грузов, направляемых более чем в 51 страну. Среднее время выпуска импортных товаров составляло четыре часа, экспортируемых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, – тринадцать минут.
Магнитогорской таможне не характерно было выявление контрафактных товаров при таможенном декларировании, поскольку основная часть декларирования приходилась на товары промышленных и сырьевых групп, основной акцент в работе по борьбе с контрафактом сотрудники таможни делали на взаимодействии с другими правоохранительными органами. В результате совместных с прокуратурой и полицией оперативных мероприятий из торгового оборота было изъято около девяти тысяч единиц контрафактной продукции. Предметами правонарушений чаще всего являлись обувь, одежда, бижутерия и косметика, маркированные известными товарными знаками.
В 2016 году в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы России Магнитогорская таможня стала частью Челябинской – одной из крупнейших таможен в Уральском федеральном округе.
Наши дни
В настоящее время государственная служба в городе представлена железнодорожным таможенным постом и таможенным постом «Аэропорт Магнитогорск».
Магнитогорский железнодорожный таможенный пост – это пост фактического таможенного контроля. В зону его деятельности помимо Магнитогорска входят Агаповский, Верхнеуральский, Нагайбакский, Уйский, Кизильский районы. Пост уполномочен проводить таможенные досмотры и осмотры товаров, транспортных средств и международных почтовых отправлений, осуществлять контроль над перемещением товаров от одного таможенного органа до другого по процедуре таможенного транзита. Кроме того, в обязанности входит контроль товаров на складах временного хранения, в зонах таможенного контроля, а также оформление товаров, ввозимых физическими лицами. Численность поста – двадцать человек.
– За девять месяцев текущего года завершена процедура транзита по почти двум тысячам деклараций, – рассказывает Николай Владимирович. – Проведено 76 осмотров/досмотров, 88 таможенных наблюдений.
Таможенный пост «Аэропорт Магнитогорск» является вторым таможенным органом в городе. Небольшой штат – пять человек – обеспечивает круглосуточную работу аэропорта во время международных авиаперевозок. В круг задач входит не только досмотр ручной клади, багажа пассажиров, пересекающих границу, но и валютный контроль, пресечение нарушений таможенного законодательства, провоза контрабанды.
– Работа в таможне непростая, ответственная и очень интересная, – завершает беседу Николай Кунгурцев. – Хотим пожелать ветеранам и действующим сотрудникам таможни позитива, хорошего настроения, здоровья, оптимизма и крепкого тыла!