В Ленинском районе осовременивают двор. Хотя территория прилегает к четырём многоквартирным домам, её можно назвать камерной, а проще – маленькой. В ограниченном пространстве приходится выбирать между зеленью и машино-местами. В этом дворе остановились, естественно, на последних – по волеизъявлению большинства. Но не тут-то было. А ещё выяснилось, что вопрос выбора не стоял вообще.
Когда во дворе расчищали площадку для будущей парковки, повалили деревья. Оголился участок у четырёхэтажки № 17 по улице Калинина. Жильцы дома выразили негодование самым передовым способом – написали в соцсети. И не в городском паблике, а в региональном VK-сообществе «А.Л. Текслер, ПОМОГИ!».
Имеет губернатор отношение к сообществу или админ просто позаимствовал для названия его фамилию, непонятно. Однако на жалобы там пресс-службы всех муниципальных образований Южного Урала реагируют магическим образом, то есть почти мгновенно – например, повал деревьев, что типичный горожанин, как утверждают урбанисты, воспринимает не иначе как страшнейшее преступление.
«За последние несколько лет вырубили практически всю зелень двора <…> Сегодня загубили оставшиеся несколько деревьев, – такая запись о внутриквартальной территории Ленинского района появилась в сообществе. – Вместо тенистого шикарного двора будет сплошная автостоянка <…> Жильцы боролись за эти деревья, пытались защитить, но управление экологии было неумолимо <…> При массированной вырубке не идёт и речи о компенсирующих посадках. Администрация района предлагает жителям самим что-то сажать, это высшая степень цинизма, поскольку любые саженцы дадут тень и полноценную крону лет через 15».
На следующий день опубликовали ещё одну жалобу, но уже от другого пользователя. Снова подняли тему вырубки и заявлений, что жильцы, если захотят, пусть озеленяют за свой счёт.
Мы попросили пресс-службу городской администрации предоставить комментарий о сложившейся ситуации. Ответов так и не дождались, но случайно обнаружили их в «А.Л. Текслер, ПОМОГИ!», и адресованы они то ли людям, которые пожаловались, то ли всем подписчикам сообщества, то ли самому Алексею Леонидовичу. Вот как объяснила казусы благоустройства пресс-служба:
«По информации сотрудников Ленинской администрации, работы по агротехническим мероприятиям проводятся в рамках программы инициативное бюджетирование, на основании разрешительной документации выданной управлением охраны окружающей среды и экологического контроля. Схема расположения парковочных карманов была составлена самими жителями (с приложениями подписных листов большинства)».
Увы, защитников деревьев объяснение не устроило. Они говорят, что «подписные листы большинства» датируются 2018 годом. Это значит, что «большинство» если и дало согласие на некое благоустройство, то провести его должны были вовсе не по программе инициативного бюджетирования – 2020 года этой программы не существовало. К тому же по истечении пяти лет можно ли утверждать, что состав «большинства» не поменялся – никто не переехал, не умер от ковида, да просто не поменял мнение? И кстати, по словам недовольных жильцов, пять лет назад «большинство» подписалось не только за парковки, но и за озеленение – причём вовсе не за свой счёт.
А ещё защитники деревьев, не указав причины, поинтересовались у пресс-службы администрации города, что прописано в пункте № 181 правил благоустройства Магнитогорска? Можем только догадываться, почему всплыл вопрос об этом пункте. Видимо, на него сослалась администрация Ленинского района, когда снова отказалась высадить деревья, переложив приятную обязанность на плечи жильцов. Возьмём на себя смелость помочь пресс-службе: в пункте 181 указано, что власти могут не платить за восстановление зелёных насаждений, если насаждения снесли при проведении работ, финансируемых из бюджета города, областного или федерального бюджетов. К таким работам относятся те, что идут во дворе.
Подытоживая, нельзя сделать вывод, что чиновники, стараясь превратить внутриквартальную территорию советского образца в нечто более комфортное, столкнулись с проявлением так называемого городского друидизма – дерево должно повалиться от времени, а не от топора. Возможно, и пожаловавшимся людям не помешают парковочные места. Но и зелень во дворе им необходима.
Не сомневаемся, что жильцы могли бы купить саженцы и высадить их, где останется место без асфальта. И даже согласовали бы высадку, чтобы случайно не попасть на подземные коммуникации. А потом, конечно, ухаживали. Однако у людей потребность не в том, чтобы насладиться процессом ухода за саженцами, а в результате – взрослых деревьях, чья крона защитит от палящего солнца, шума и пыли. К тому же саженец и крупномер – это разные финансовые вложения. Судя по ценникам в интернете, один крупномер обойдётся от 13 тыс. рублей без учёта породы дерева.
Проблема в том, что при планировании благоустройства дворов в бюджет не закладывают озеленение, как это делают при реконструкции общественных пространств. Вот и в паспорте инициативного проекта по преобразованию двора на Калинина, 17 указано, что надо построить только парковку – и ни слова о дополнительном озеленении. Даже о восстановлении нарушенного озеленения не говорится.
Таким образом, на машино-места потратят 3,5 млн рублей, но инициатор проекта не догадался попросить ещё хотя бы пять–семь крупномеров – это плюс 100 тыс. А вот если б догадался, возможно, никто бы губернатору не пожаловался.