В официальном сообществе городской администрации в «ВКонтакте» магнитогорцы пожаловались на шпалы, которые уложили на путях по улице Ленинградской. От шпал идёт сильный запах креозота. Люди, используя завидный словарный запас, переживают: «Гиперкератозы и бородавчатые разрастания, вызываемые креозотом, могут развиться в кожный рак, дающий метастазы в лимфатические узлы и отдалённые органы».
На улице Ленинградской трамвайное движение открыли в 1957 году. Пути на этом участке в предпоследний раз полностью обновили в начале 80-х – и с тех пор они изнашивались, пока эксплуатировать их стало совсем небезопасно. Капитальный ремонт провели осенью 2021 года.
Стыки рельсов и стрелки – это места, при прохождении которых трамвай ударяется колёсами и вызывает тем самым не только повышенный шум, но и вибрацию. Когда на Ленинградской меняли пути, то представитель МП «Маггортранс» объяснил выбор в пользу деревянных шпал тем, что «по ним вагоны будут ходить мягче».
А ещё деревянные шпалы гораздо дешевле железобетонных. Плюс они легче: деревянная шпала весит 80 килограммов, и для её укладки уже не требуется задействовать специальную технику, как для 270-килограммового железобетонного аналога. То есть, опять же экономия – впрочем, представитель Маггортранса о деньгах не говорил.
Проблема деревянных шпал в том, что если их не обработать креозотом – бесцветной, сильно пахнущей маслянистой жидкостью, они быстро сгниют. В Маггортрансе же рассчитывают, что шпалы на Ленинградской прослужат минимум 20 лет.
Креозот был выделен немецким химиком Райхенбахом в первой половине XIX века и представляет собой смесь фенолов и эфиров. А если используется для консервации шпал, то содержит ещё и много нафталина и антрацена. Да – это ядовитое вещество, опасное для человека как напрямую, так и опосредованно.
В первом случае рискуют работники предприятий, где шпалы покрывают креозотом. Условием развития гиперкератозы и бородавчатых разрастаний на коже является длительный и регулярный контакт с ядовитым веществом. Например, зафиксировано, как рабочий случайно облил креозотовым маслом спецовку и носил её 11 месяцев. У него болела голова, пожелтели волосы и кожа, пострадала печень, но до рака дело всё-таки не дошло. А остального можно было бы избежать, если бы соблюдал правила охраны труда.
Опосредованная же опасность заключается в том, что креозот влияет на почвенные бактерии, активно функционирующие в человеческом организме. Так, учёные взяли образцы нескольких типов лесной почвы и торфа и загрязнили половину из них креозотом примерно на том же уровне, что и вблизи железнодорожных путей со старыми шпалами. Выяснилось, что одни бактерии в «креозотных» почвах размножились сильнее обычного, и это привело к дисбалансу, который может сказаться на здоровье человека – ослабить иммунитет.
Однако проблема с креозотом острее относится не к действующим, а выведенным из эксплуатации шпалам. Их трудно утилизировать, чтобы не навредить природе и человеку, и даже просто складировать почти негде. А там, где всё-таки складируют, начинаются хищения. Например, в Костроме из старых шпал строители возвели коттедж. В него заселилась семья и через некоторое время из-за креозота у новосёлов начались проблемы со здоровьем. Также шпалами часто отапливают садовые домики, бани – и это по-настоящему убийственный дым.
Влияет ли материал, из которого произведены шпалы, на количество и громкость издаваемых трамваем звуков во время движения – вопрос открытый. Главный шум – «тата-тадам» – возникает, когда вагон проезжает стык рельсов. И поэтому рекомендуют использовать алюминотермитную сварку стыков и укладывать виброизоляционные маты.
На жалобы магнитогорцев о сильном запахе креозота и просьбе заасфальтировать или хотя бы засыпать шпалы щебнем в администрации ответили: «При капремонте применены деревянные шпалы, которые, по защите древесины соответствуют нормативным требованиям. До ремонта и в настоящее время трамвайные пути открытые (без дорожного покрытия). На 2022 год асфальтирование или засыпка шпал не предусмотрена, но будет рассмотрено на последующие периоды».