Памятник Владимиру Ленину, установленный на Комсомольской площади, считается объектом культурного наследия регионального значения и крупнейшим на Южном Урале монументом вождю мирового пролетариата.
Двенадцатиметровый Ильич укутан в строительные леса. Реставрационные работы в разгаре. Специалисты меняют часть вышедших из строя металлических конструкций, усиливают связи внутри скульптуры, проваривают швы бронзовых элементов. Впереди – патинирование и замена гранитного покрытия на стереобате.
– К работам приступили в августе этого года, – рассказывает ведущий инженер административного отдела управления делами и социальным развитием ПАО «ММК» Константин Силин. – По результатам технического обследования были выявлены дефекты. Учитывая статус памятника, все работы предварительно были согласованы с государственным комитетом охраны объектов культурного наследия Челябинской области. Подрядная организация, занимающаяся реставрацией, имеет соответствующие лицензии и разрешения. Планируем завершить все работы в ноябре.
Архитектурно-скульптурная композиция в виде постамента-трибуны и фигуры В. И. Ленина на фоне развевающегося знамени является доминантой Комсомольской площади. 86 лет назад на этом месте был установлен памятник И. В. Сталину – на высоком постаменте, включённом в композицию многоярусной трибуны, облицованной красным гранитом. Скульптор С. Меркуров, архитектор Б. Данчич. В начале шестидесятых его заменили скульптурой Ленина серийного производства. Учитывая её скромные габариты, постамент пришлось уменьшить по высоте, но Ильич, прозванный в народе Мальчик-с-пальчик, всё равно не вписывался в размеры площади и терялся на фоне проходной. В 1980 году решено было установить новый памятник вождю мирового пролетариата. Авторский коллектив в составе скульпторов А. С. Новикова и Р. П. Сафарова, архитекторов Э. М. Овсепяна, С. И. Кулёва утверждало Министерство культуры РСФСР. Из Росмонументискусства в Магнитогорск была отправлена рабочая модель памятника, которая сильно пострадала во время транспортировки. Для её восстановления требовалось большое количество медицинского гипса. Этот вопрос удалось решить благодаря медсанчасти комбината.
Отливку памятника проводили в фасонно-литейном цехе ММК.
Дело в том, что на тот момент в стране действовало только два завода художественного литья, и оба были загружены под завязку. Магнитогорцам предложили встать в очередь и подождать года два… В апреле 1981 года литейщик ФЛЦ А. П. Бестужев, прошедший стажировку на Мытищинском заводе художественного литья, начал отливать части памятника из специальной оловянистой бронзы. Работы велись практически круглосуточно, и к 18 октября было выполнено около 150 метров швов сварки аргоном со спецэлектродами. Следующий этап – транспортировка памятника к месту установки. Полтора километра пути – через железнодорожные переезды с контактными проводами, газо- и паропроводы, выездные ворота проходной № 1 – стали сложнейшим испытанием. Перевозка осуществлялась двумя тягачами «Ураган» и «КРАЗ», в резерве – «БелАЗ», поливочная машина, автовышка. Всё, что требовалось демонтировать по ходу движения, срезалось, везде стояли бригады монтажников. Процессия двигалась со скоростью пять километров в час и добралась до места монтажа за восемь часов.
Для отливки памятника были изготовлены 154 формы, в которые заливали бронзу. Потом части соединяли и проваривали. Со временем швы между бронзовыми элементами кое-где лопнули, и туда попала вода. В результате произошло окисление, и памятник местами позеленел.
Не менее серьёзные работы проводятся и на контрольно-пропускном пункте № 3 (остановка Луговая), где по решению генерального директора ММК будет восстановлен исторический облик здания КПП. Уже выполнен демонтаж металлических фасадных кассет и очищен фасад от разрушающегося слоя штукатурки.
– Восстановили архитектурные элементы, кирпичную кладку, загрунтовали, в скором времени будем наносить финишный штукатурный слой с покраской – в соответствии с архивной фотографией, которую нам предоставили сотрудники библиотеки НТЦ, – рассказывает ведущий инженер по ремонту зданий и сооружений административного отдела ПАО «ММК» Дмитрий Лещенко.
В нескольких метрах от проходной находится здание РСЦ, фасад которого когда-то украшала фреска. Время и погодные условия способствовали её разрушению, так что последние годы старая фреска пряталась за ярким баннером. В этом году решено было фреску восстановить, и работа закипела.
– Было создано изображение в масштабе, его привязали к местности, изготовили трафаретные шаблоны из МДФ, – поясняет Дмитрий Лещенко. – Всю фреску отбили до кирпичного слоя, на который будет нанесён подложечный материал, основная штукатурка, по сути, будем восстанавливать фреску заново, в технике «сграффито», то есть последовательно наносить несколько слоёв известково-цементной штукатурки толщиной до трёх сантиметров, колерованной в массе на белом цементе. Затем верхние слои будут сниматься до нужного цвета, в результате получится рельефное, состоящее из нескольких цветов изображение. Планируем завершить всё до конца октября.