МП «Маггортранс» вместе с управлением информации и общественных связей ПАО «ММК» запустили культурно-краеведческий проект, посвящённый 90-летию Магнитогорского металлургического комбината. Семь вагонов ежедневно курсируют по маршруту № 11, а пассажиры слушают просветительские мини-лекции. Каждый такой рассказ повествует о том, что люди «прямо сейчас» наблюдают в окна трамвая.
Всего подготовили 26 лекций, однако, сколько успеет прослушать пассажир, зависит, на какой остановке ему выходить. Полный историко-краеведческий курс доступен тем, кто зайдёт в салон трамвая на остановке «Депо-2», расположенной на улице Вокзальной между проспектом Карла Маркса и Советской, и покинет вагон на левобережной остановке «Прокатмонтаж» – перекрёсток улиц Кирова и Электросети. При этом лекции звучат из динамиков и в вагонах, идущих в обратном направлении.
Так, если человек поедет с «Прокатмонтажа», то первой услышит историю деревообрабатывающего комбината, имя которого раньше и носила эта остановка – «ДОК»:
«Деревообрабатывающий комбинат долгие годы входил в состав треста «Магнитострой». В марте 1930 года ДОК сдали в эксплуатацию, а начало ему положила лесопилка, работавшая с октября 1929-го.
В мебельном цехе ДОКа делали двери (в том числе и для драматического театра им. Пушкина), стулья, табуреты, столы. В годы войны 99 процентов продукции деревообрабатывающий комбинат выпускал для фронта и лишь один процент составляла гражданская продукция: мебель для общежитий учащихся ремесленных училищ.
После войны ДОК был единственным предприятием в регионе, которое обеспечивало изделиями из дерева жилищное, промышленное и сельское строительства. В 1975 году был пущен цех по производству древесно-стружечной плиты для изготовления полов и мебели.
В начале 2000-х ДОК производил лепные изделия для жилых и культурно-бытовых зданий: розетки, филёнки, фризы, багеты».
Затем пассажир услышит рассказы о государственном деятеле Сергее Кирове, первом железнодорожном вокзале, на который прибывали строители ММК, знаменитостях, побывавших на Магнитострое, цирке, открывшемся в 1931 году, – и так до конечной.
– Пассажиры, которые уже послушали лекции, остались довольны, – рассказала водитель одного из трамвайных вагонов, следующих по маршруту № 11, Ольга Сидорочева. – Я и сама много нового узнала про город: когда и почему названы остановки и улицы, какие герои здесь жили. Это разнообразило мои рабочие будни.
Экскурсионные трамваи ходят по маршруту с первого февраля – официальной даты рождения Магнитогорского металлургического комбината. После празднования Дня металлурга динамики в вагонах вернутся к привычному вещанию: остановка такая-то, следующая – такая-то, и без интересных краеведческих подробностей. Так что, если ломаете голову, в честь какой дружбы была названа соответствующая остановка, не прочь узнать историю кинотеатра «Современник» или театра оперы и балета, какие-то другие подробности из биографии Магнитогорска, то дожидайтесь трамвая под номером 11.
– Семь поездов, которые следуют этим маршрутом, за день перевозят ориентировочно три тысячи пассажиров, – уточнил начальник службы движения МП «Маггортранс» Андрей Адувалин. – Экскурсия создана для ознакомления жителей с интересными фактами из истории комбината и города.
Звуковые дорожки для экскурсии были подготовлены в студии радио «Магнит». Первое отправление вагона по маршруту № 11 с остановки «Депо-2» в будни в 5.34, последнее – в 20.52. С остановки «Прокатмонтаж» – в 6.55 и 20.34, соответственно. Полное расписание движения выгонов представлено на сайте МП «Маггортранс».
Экскурсии бесплатные. Проезд в трамвае не подорожал: 10 рублей за льготные билеты, 20 – за стандартные. Действует безналичный расчёт.