Возгорание кровли произошло седьмого октября 2020 года. Администрация города оперативно отреагировала на проблему и оказала помощь пострадавшим: жителей временно разместили в школе №21, организовали горячее питание, в течение дня бесплатно для проживания предоставили комнаты в общежитии. На сегодняшний день общежитие также оказывает свои услуги на безвозмездной основе, но только тем жильцам, чьи квартиры пока еще не пригодны для заселения (это первый и второй подъезды). А жители третьего и четвертого подъездов, в квартиры которых уже можно заселяться, но по каким-либо причинам все еще предпочитающие оставаться в общежитии, обязаны оплачивать проживание в комнатах.
К сожалению, пожары как в стране, так и в Магнитогорске, – далеко не редкое явление, и за состояние своего жилья всегда отвечают собственники в соответствии с действующим законодательством. Тем не менее, администрация города пошла навстречу жителям и постаралась предоставить все условия, а также оказать финансовую поддержку.
Каждому зарегистрированному и постоянно проживавшему жильцу по Пионерской, 27 были предоставлены выплаты из городского бюджета в размере десяти тысяч рублей, затем были произведены повторные выплаты из областного бюджета в размере десяти тысяч рублей, а по распоряжению губернатора Челябинской области Алексея Текслера каждому собственнику и зарегистрированному жителю в квартирах, расположенных на четвертых этажах дома, предоставили финансовую помощь в размере 100 тысяч рублей.
«Получила и 10 тысяч, и 100 тысяч. Деньги пришли очень быстро, никуда для этого не ходила, не бегала, ничего лишний раз не просила. Мне позвонили из управления социальной защиты и сказали, что полагается материальная помощь», - рассказывает жительница 24 квартиры третьего подъезда Ирина Бабенко.
Если в квартире на четвертом этаже проживает семья, состоящая из пяти-шести человек, это значит, что каждый ее член получил помощь в размере 100 тысяч рублей вне зависимости от возраста. Так, жителям были назначены суммы в размере и 600 тысяч рублей, и 1 300 000.
Администрация выделила жильцам и субсидию на оплату счетов за отопление. Оплачивать жилищно-коммунальные услуги сегодня должны только жильцы квартир третьего и четвертого подъездов, так как они признаны пригодными для проживания, а значит собственники за жилищно-коммунальные услуги обязаны платить сами, как и в любом другом доме. А вот платить за капитальный ремонт – обязанность всех жителей четырех подъездов дома без исключения.
В социальных сетях и средствах массовой информации жители стали жаловаться на задолженности по счетам. Это при том, что долги по оплате за коммунальные услуги еще до возникновения пожара составляли без малого три миллиона рублей, и это еще без учета долгов по капитальному ремонту.
«До первого января начисления по оплате квитанций жильцам не поступали вообще, было принято решение о неначислении платежей за ЖКУ жителям дома на период непроживания. Администрация города на заседании Магнитогорского городского Собрания обратилась к депутатам, чтобы они поддержали инициативу оказания дополнительной поддержки жильцам в качестве выделения субсидии на компенсацию за отопление», - подчеркнул начальник управления жилищно-коммунального хозяйства Алексей Болдашов.
Несмотря на всю оказанную помощь, некоторые жильцы дома прилагают максимум усилий, чтобы доказать свою правоту и требуют предоставить им новое жилье, это при том, что он не признан аварийным и пригоден для проживания. Они жалуются видеоблогерам, пишут в социальные сети, в частности то, что работы по восстановлению в доме систем отопления, водоснабжения и водоотведения, электро- и газоснабжения, вентиляции не проведены, что не соответствует действительности. В доме все необходимые системы коммуникаций восстановлены и подключены еще в октябре 2020 года, исключение составляет второй подъезд, в котором специалисты до сих пор не могут провести опрессовку газопровода. Вся проблема заключается в том, что для восстановления системы газоснабжения одновременно должны собраться все собственники и предоставить доступ в квартиры второго подъезда. К сожалению, жители не могут договориться между собой и собраться в один и тот же день и в одно и то же время, игнорируя просьбы управляющей компании. Собственники всеми силами пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией и требуют предоставить им квартиры в других домах, не желая осознавать то, что дом не признан аварийным согласно экспертизе, а их квартиры – частная, а не государственная или муниципальная собственность, и заботиться об их состоянии должен не город, а сами жильцы.
«Как только нам подключили газ, свет, отопление, проверили квартиру и сообщили, что она в нормальном состоянии – мы сразу вернулись домой. Наша квартира почти не пострадала. Живем на втором этаже, - поделилась жительница 20 квартиры Светлана Брендина. - Верхние этажи сильно пострадали от пожара, нижние – от воды. У нас стенка где-то немного отошла от того, что сильно залили дом. Но мы сразу стали соблюдать все необходимые требования: открывали окна, просушивали помещение. Особенно пострадали первый и второй подъезды. Наша хорошая знакомая Ирина, которая живет в первом подъезде на втором этаже, также следила за состоянием своей квартиры. Как только ее уведомили о необходимости открыть все окна, она тут же это сделала. Ирина была заинтересована в том, чтобы вернуться домой как можно быстрее. Она каждый день приходила и занималась просушкой квартиры. У нее нет ни плесени, ни грибка. Квартира трехкомнатная. Наша соседка на четвертом этаже тоже приходила и наводила порядок. А те, кто рассчитывал, что их переселят, закупорили свои квартиры, вовремя не просушили. Так они угробили свое жилье, а от этого страдают и наши квартиры».
Несмотря на то, что жителям все еще не рекомендуют заселяться в первый и второй подъезды, жительница четвертой квартиры Ирина Зубарева решила вернуться со старшим сыном и девятилетним внуком. Ирина живет здесь более тридцати лет, рядом с домом – и школа, и работа, вся необходимая инфраструктура. Уезжать из дома жительница не хочет, признается, что любит район и квартиру, в которой живет. Ежедневно она просушивала жилье, выполняла все рекомендации. «Бюро независимых экспертиз и оценки» проверило помещение и определило, что влажность квартиры составляет 60% - допустимая норма для проживания, но восстановительных работ предстоит сделать еще много.
«У нас нет плесени и грибка, мы сразу же убрали линолеум, ламинат, натяжные потолки. Каждый день я открывала форточки, а вечером закрывала. Влажность была большая. Потом нам дали тепловую пушку, почти месяц она у нас стояла. Получили субсидию по десять тысяч рублей два раза. Конечно, предстоит привести квартиру в порядок, и понадобятся финансовые средства. Многое времени и сил нужно будет потратить на ремонт. Пока же живем в подъезде одни, - рассказывает Ирина. – Спрашиваете, почему соседей нет? Да потому что не приходят, не просушивают. Квартиры сырые. Я им всем говорю: «Приходите, сушите, это же ваши квартиры».
Причем ответственных собственников жилья, которые берегут свои квартиры и хотят в них жить, – большинство. Жительница 24 квартиры также ответственно отнеслась к советам специалистов и приложила все силы, чтобы как можно быстрее ее жилье пришло в пригодность и от последствий тушения пожара не осталось и следа.
«Как только все потушили, пожарный сам открыл мне окно и сказал: «Не закрывайте, пусть сохнет». Я так и сделала, так как тут было все в воде, сильно сдулся ламинат. Как такового пожара у меня в квартире не было. Все было затоплено, я все помыла, просушила и продолжаю сушить. Туалет был вообще черный. Я отмыла его по плиточке – все теперь беленькое. Девятого октября уже вовсю хлопотала, семь недель каждый день убирала и сушила. Я старалась, запаха сырости у меня нет. Штукатурка падала, все молоточком до дранки отбивала. Перед заездом дранка высохла, сыновья все запенили, сейчас ничего не сыпется. У нас прохладно, но стало потеплее. Сказали, что после выходных еще утеплят. Газ есть, электричество есть. Потолки помогут поменять сыновья. Приступим к работе, как только все полностью просохнет», - рассказывает жительница 24 квартиры Ирина Бабенко.
Как отмечает начальник управления жилищно-коммунального хозяйства, процесс просушки дома довольно сложный, занимает много времени и сил со стороны жильцов.
«Приезжал директор регионального оператора Вадим Борисов. Он рассказал, что похожий дом сушили полгода при том, что это было летом, а окончательно он просох только через год. Этот процесс очень долгий, а сейчас зима, и понятно, что дом будет сохнуть еще больше времени в холодный период, а если и жители не будут заботиться о своем имуществе, то квартиры и вовсе придут в непригодность, - сообщил Алексей Болдашов. - По поводу жильцов, которые запустили состояние своих квартир, мы обратились в прокуратуру, чтобы понять, какие действия необходимо предпринять дальше. Прокуратура оценила действия жильцов неправомерными и рекомендовала обратиться в суд. Жителей удалось уговорить без судебных разбирательств, но сколько сил это стоило! Ценное время для просушки было упущено. Окончательно все предоставили доступ только к концу декабря, и вы можете представить, во что успели превратиться квартиры за это время».
Напомним, в соответствии с законодательством имущество является собственностью жильцов, и они сами обязаны нести за него ответственность. Жителям необходимо предпринять все действия, чтобы обеспечить сохранность своих квартир. Между тем, есть собственники, которые по-прежнему считают, что им обязаны предоставить новое жилье и хотят покинуть этот дом, прикладывая все усилия, чтобы в нем было невозможно проживать. И это несмотря на экспертное заключение, в котором четко прописано, что состояние дома неаварийное и рекомендуется в нем провести ремонтные работы.
«Собственники 11 квартиры выкладывают информацию, что у них все плохо. В квартире своевременно никто не отреагировал на наши просьбы и не убрался, там даже цветок был в плесени. Жильцы не стали убирать линолеум, собирать воду, намокший диван долго не вывозили. В 13 квартире тоже не снят линолеум, ничего вовремя не было сделано для просушки, житель хочет, чтобы его переселили, говорит, что квартира теперь не его и он ничего делать не будет. Ряд квартир – бесхозные. Жильцов нет. В 15 квартире три собственника, жаловались на «кучу», оставленную в их квартире, а сами не могут до сих пор решить, кто из хозяев потратит деньги на замок для входной двери, понимая при этом, что он стоит не такие огромные деньги. Если посмотрите на квартиру, то увидите, что она находится в запущенном состоянии. Сами подъезды дома закрыты на замки, ключи от которых есть у собственников, а квартира №15 с октября 2020 года стоит открытой», - рассказали в управлении жилищно-коммунального хозяйства.
Состояние запущенных квартир влияет и на имущество соседей. Некоторые жильцы хотят признать дом ветхоаварийным, для этого самостоятельно провели повторную экспертизу. Ее результат не противоречит тому обследованию, которое было проведено ранее специалистами «Бюро независимых экспертиз и оценок». Отметим, что дом признается подлежащим сносу, когда, по мнению эксперта, изношенность главных конструкций здания составляет более 70%. Если дом не пригоден для проживания, и ремонтные работы в нем проводить не имеет смысла, специалист в заключении обследования обязательно пишет, что дом не подлежит ремонту и его необходимо снести.
Напомним, что решение экспертизы жители могут обжаловать в судебном порядке. Администрация города со своей стороны готова оказать юридическую помощь.
Помимо этого, жители неоднократно жаловались на качество работ, оказываемых ООО УК «Пионер». В декабре специалисты администрации города провели собрание с жильцами и предложили сменить управляющую компанию. Жильцы отказались.
В скором времени в доме предстоит провести ремонт подъездов. Специалисты от управляющей компании приведут в порядок стены и потолок. Что касается состояния окон и дверей, то их ремонт выполнят в рамках капитального ремонта фасада дома, который запланирован уже в этом году.