В текущем году на территории города Магнитогорска зарегистрировано 28 дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних участников дорожного движения, ранения получили 28 несовершеннолетних. Среди раненых детей 17 пешеходов, пятеро велосипедистов, пятеро пассажиров, один мотоциклист. Семь фактов ДТП произошли по собственной неосторожности детей.
Основные причины совершения дорожно-транспортного происшествий по собственной неосторожности детей:
- переход проезжей части дороги на запрещающий (красный) сигнал светофора (1 ДТП);
- переход проезжей части в не установленном для перехода месте (1 ДТП);
- пересечение проезжей части в не установленном для перехода месте на самокате (2 ДТП);
- управление мототранспортом (1 ДТП);
- игра вблизи проезжей части (2 ДТП).
Группу риска составляют дети в возрасте 8, 10 и 15 лет.
Малолетние дети травмируются в силу несформированности необходимых навыков и отсутствия контроля со стороны взрослых, подростки в силу самонадеянности и самоуверенности в своих силах.
Согласно анализа 75% ДТП с участием детей происходят по вине водителей транспортных средств. Среди основных нарушений водителями, сопутствующих совершению ДТП с участием детей, преобладают:
1. Нарушение правил проезда пешеходного перехода – 11 ДТП.
2. Несоблюдение очередности проезда – 5 ДТП.
3. Неправильный выбор дистанции – 3 ДТП.
4. Несоблюдение бокового интервала – 1 ДТП.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период раннего детства может в разы уменьшить отягчающие обстоятельства и возможность стать участником дорожно-транспортного происшествия.
Психологами установлено, что дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, зачастую не могут правильно оценить молниеносно меняющуюся обстановку на дороге. Детский организм оказывается в положении становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы.
Поступки ребенка во многом обусловлены его природными данными. Внимание и заинтересованность еще плохо распределяются: дети зачастую смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у детей младшего возраста. У детей дошкольного возраста сужено поле зрения. Следовательно, он не может даже ориентировочно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А уловить, с какой скоростью он движется, также способен не каждый ребенок.
Дети не имеют способности предугадывания всех видимых и невидимых вариантов поведения водителя. Кроме того, в экстремальных ситуациях, когда ребенок поставлен перед быстрым выбором: как поступить, - он непринужденно впадает в состояние безнадежной опасности, уязвимости и буквально теряется. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издали наблюдают и расценивают предстоящую ситуацию. Дети же приступают к наблюдению, только подойдя к краю проезжей части или уже находясь на ней. Вследствие чего мозг ребенка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к поведению.
Чем сложнее ситуация для ребенка и чем большую сообразительность, прозорливость и скорость в принятии решения ему нужно показать, тем больше процесс торможения в центральной нервной системе ребенка. И, следовательно, образуется замкнутый круг: чем опаснее экстремальная ситуация, тем медленнее ребенок реагирует на правильность принятия решения.
Если ребенок смотрит на автомобиль, это не говорит о том, что он его видит. Заинтересованный собственными мыслями, переживаниями, зачастую он попросту не обращает внимания на транспортное средство. В возрасте 5-6 лет дети, как правило, еще не способны точно определять источники звука. Ребенок может не придать значение звуку приближающего автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за недостатка у него постоянного внимания, которое у детей избирательно и сосредотачивается не на предметах, влекущих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего. У детей короче шаг и узкий сектор обзора на 15-20%, вдобавок замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых).
Знания в области правил дорожного движения предоставляют человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается с помощью прогнозирования, то есть в умении предвидеть опасность на дороге и принимать решения по обстановке.
В процессе обучения ребенка правилам дорожного движения надо обозначить ему те нарушения, которые он может увидеть на улицах, чтобы, пересекая проезжую часть, юный пешеход умел принимать правильное решение по отношению к другим участникам движения, т.е. необходимо создавать в ребенке инстинкт самосохранения.
С позиции ребенка родители - эталон поведения во всем, а все, что делают мама и папа, правильно. Для любого ребенка родители - это объект любви и подражания. Личный пример соблюдения правил дорожного движения способствует развитию стойкой привычки соблюдать правила дорожного движения.
Необходимо помнить, что именно родители играют определяющую роль как в воспитании у детей культуры дорожного движения, так и прямого их обеспечения безопасности на дорогах. Порой от нехватки времени, а часто просто из-за невнимательности, они становятся виновниками происшествий, связанных с детьми.
Родители должны воспитывать в своих детях уважение к Правилам и осознание того, что их неукоснительное соблюдение является обязательным, залогом их здоровой и полноценной жизни!