У знаменитого магнитогорского памятника «Тыл–фронту» интересная история. Согласно официальной и распространённой версии, он – часть триптиха, включающего кроме упомянутого мемориала ещё две части: «Родину-Мать» на Мамаевом кургане и «Воина-Освободителя» в Трептов-парке в Берлине. Однако, к моменту возведения магнитогорского памятника, знаменитый скульптор Евгений Вучетич, автор волгоградского и берлинского мемориалов, умер. Но Лев Головницкий и Яков Белопольский не побоялись повторить его манеру и создали грандиозную 15-метровую скульптуру в той же суровой, аскетичной и строгой стилистике.
Памятник изображает воина и рабочего в тот момент, когда простой фабричный служащий передает защитнику страны меч. Поэтому фигура рабочего обращена на восток, к металлургическому комбинату, а воина – на запад, к фронту.
Считается, что меч, созданный на Урале, был поднят над Волгой и опущен в Берлине, символизируя победу русского оружия над фашизмом.
Не случайно монумент возводили именно в Магнитогорске, сердце металлургической промышленности страны. Это – память о рабочих, самоотверженно трудившихся в годы войны. Официальное открытие состоялось ко Дню города в 1979 году, когда Магнитка отмечала 50-летие. В 2005 году к памятнику добавили композицию с именами 14 тысяч магнитогорцев, погибших во время войны.
Ещё один памятник, открытый в 1979 году – «Паровоз» (архитектор Вадим Пономарёв). Памятник установлен в честь паровоза, который 30 июня 1929 года доставил на Магнитострой первый эшелон с первостроителями. Именно эта дата считается днем рождения Магнитогорска.
Памятник высотой шесть метров представляет собой паровоз «ЭУ 684-58», расположенный на бетонном постаменте. Подходящий для памятника локомотив был найден в резерве паровозов Южно-Уральской железной дороги, восстановлен магнитогорскими мастерами и доставлен прямиком до места своей вечной стоянки, для чего была сооружена временная железнодорожная ветка. На постамент будущий паровоз заехал своим ходом, так как был в рабочем состоянии. Во время митинга он издал протяжный гудок. В паспорте паровоза указан срок эксплуатации – 50 лет.
К юбилею в 79-м на главной площади города открыли и главные часы – Куранты. Автором проекта стал архитектор Александр Пономарёв, а разработкой циферблата занимался инженер Шастин. По задумке, нижнюю часть башни должны были украшать четыре фигуры, аллегорически изображающие времена года. Но по неизвестным причинам скульптуры так и не появились, оставив часовую башню в довольно строгой и аскетичной форме вытянутого четырёхугольника на постаменте. Но не это самое интересное: часы – главная часть Курантов– так и не заработали. Спас всех и всё исправил сотрудник Магнитогорского металлургического комбината Валерий Филимонов, наладивший часовой механизм.
Башня сделана из кирпича, мрамора, туфа. Часы-куранты представляют собой башню молочного цвета с бордово-золотистыми вставками, в верхней части которой установлены чёрные циферблаты диаметром 3,5 метра – по одному на каждую из сторон света – с позолоченными часовыми и минутными стрелками. Часы оснащены боем и музыкой.
Основной идеей создания городских часов послужило само время, ход которого подчёркнут в каждой детали: например, высота башни символизирует год основания города – 1929 год, циферблаты напоминают старые репродукторы, которые выпускались с конца 1920-х годов и встречались практически в каждом доме.
Накануне 50-летия города был сдан в эксплуатацию и Дворец культуры металлургов имени С. Орджоникидзе. Автор проекта – главный архитектор города Вилий Богун. Фасад здания отделан декоративным камнем – ракушечником и серым гранитом, а также украшен чугунной решёткой знаменитого каслинского литья. Во Дворце есть концертный зал на 1200 мест, самый большой в городе танцевальный зал, малый зал на 150 мест, комнаты для занятий творческих коллективов, кабинеты сотрудников, методический кабинет, пресс-центр, бар, кухонный комплекс.
В тот же год тожественно открыт памятник перед Дворцом в честь «железного наркома» Григория Орджоникидзе (партийная кличка – Серго). Скульптор – Александр Гилёв, архитектор – Вилий Богун. Однофигурная скульптурная композиция, запечатлевшая Орджоникидзе по замыслу автора в момент его беседы с рабочими Магнитостроя, а также детали постамента отлиты из чугуна мастерами-литейщиками ММК.