ЧЕТВЕРТОГО сентября в редакцию «ММ» обратился работник ММК Павел Кияткин. Утром он привел сына Андрея в первый класс школы № 51.
Когда малыши отправились на уроки, родителей попросили задержаться. Директор Лина Кочкина объявила: на два класса детей набрать не удалось, один будут закрывать, поэтому желающие могут перевести детей в другие школы. Ответ попросила дать через два часа – когда родители придут забирать малышей. Здесь же были «сваты» из школ № 4, 9 и 26 – агитировали перейти к ним.
Камень преткновения – количество учеников в классе. В соответствии с п. 26 постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении», «наполняемость класса общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся».
Угроза нависла над первым «А» – там всего семнадцать учеников, в «Б» – двадцать три. Часть «ашек» переведут в «бэшки». Лишними окажутся по меньшей мере десять первоклашек.
Отправляюсь с Павлом Кияткиным в школу. Ему на сотовый звонят другие родители.
– Неужели уже успели познакомиться? – поражаюсь я.
– Борьба сближает.
А в фойе – возмущенная толпа. Родители в шоке – они заблаговременно подавали заявления, посещали собрания, малыши познакомились со своей первой учительницей, на День знаний она водила их на парад первоклассников... Спокойно отучились в понедельник, пришли на занятия во вторник. И тут – как гром среди ясного неба…
– Мы сына переводить не будем, – заявляет Павел. – У нас старший ходит в пятый класс этой школы. И вообще, это не решение проблемы. В какие годы создавали эти нормы – 25 человек? Сейчас демографическая ситуация сложная, так почему нельзя оставить небольшой класс? Если финансирование недостаточное, неужели город не сможет доплачивать учителю?
– Это беспредел, – возмущена Анна Иванова, инженер цемзавода и мама первоклассника Николая. – Да, мы живем далековато. Но у меня младший в садике рядом со школой – ведь устроиться в детсад сложно. Так что маршрут у нас один. А если ребенка переводить, каким будет первое впечатление о школе?
– Мы тоже не рядом, – объясняет инженер Гипромеза Татьяна Мирская, – но мой старший сын ходит в эту школу – сейчас в выпускном классе. Рядышком живет бабушка – удобно для подстраховки. А дочка Софья весной ходила в школу на подготовительные курсы…
Отправляюсь к директору. Лина Сергеевна неприятно удивлена:
– Ну а журналиста-то зачем родители позвали? Конечно, нам тоже не нравится сложившаяся ситуация. Но в Ленинском районе детей мало. Это в новых районах что ни дом, то деревня. А мы не набрали нужного количества учеников на два класса.
– Почему родители узнали о недоборе сегодня, а не 31 августа?
– Мы рассчитывали, что дети еще подтянутся… Многие для подстраховки подавали заявления в несколько школ. У нас набиралось больше сорока человек. Но они не пришли.
– Не станет ли для детей травмой переход в другую школу?
– У нас есть дети не из нашего микрорайона. Родители могут сделать выбор и перевести их в другие школы. А за один-два дня дети еще не успели к нам привыкнуть.
Простая арифметика показывает: для формирования классов не хватает не одного-двоих детей, а десятка. Тем более классы формируют с запасом – на несколько человек побольше. А вдруг кто-то уйдет, и класс опять станет меньше нормы? Неужели и впрямь рассчитывали на чудо – что придут десять детей и более? Опять же, поданное заявление – это журавль в небе, синица в руке – личное дело ребенка.
В начале двенадцатого директор вышла в фойе. Признаться, удивило, что такой важный вопрос решают вот так, на ходу. Часть родителей уже ушла, другие продолжали ждать.
– Ну что, кто-нибудь пойдет в другую школу?
Поднялась одна рука.
Когда остальные принялись говорить, что переводить детей не собираются, директриса их «успокоила»:
– Мы же вас не заставляем, а предлагаем подумать. Оставайтесь. Будет класс из 36 учеников. Представьте себе качество обучения.
Вот и виновные нашлись – плохие родители.
Начальник управления образования Лариса Тихомирова, к которой я обратилась, категорична:
– Это управленческая ошибка директора. Лина Сергеевна Кочкина должна была изучить предварительные списки учеников в закрепленном за школой микрорайоне, набрать детей из микрорайона, обучать их на предшкольных курсах, гарантировать, что возьмет их в школу. Если мы изучим списки, станет ясным – набирается лишь один класс.
Зачем «лишние» дети? Оказывается, чем больше учеников – тем больше денег получит школа. Финансирование сейчас подушевое. Однако директорам тоже нужно рассчитывать свои силы.
– Мы все – распорядители кредитов, – считает Лариса Тихомирова. – Мне дают деньги на финансирование 226 учреждений. А директор должен распределить сумму по учителям. Полноценно финансируют классы с наполняемостью не менее 25 человек. Это – и президентская тысяча за классное руководство, и пятьсот рублей от главы города, доплата за обустройство кабинета, проверку тетрадей, оплата сессии… Если класс меньше – учитель этих денег не получит. Получилось, что пятьдесят первая оттянула детей из других школ, но не смогла гарантировать им обучение.
Понятна ситуация, когда родители просят устроить в школу детей не из этого микрорайона. Неужели отказывать? Выход есть: принимать не личное дело ребенка, а лишь заявление с формулировкой «при условии открытия класса». Родителей изначально предупреждать – может случиться, что класс не сформируют. А если школа поставила себе задачу собрать два класса, нужно побеспокоиться: поискать детей, провести грамотный «рекрутинг».
Есть и другие школы в Магнитке, у которых недобор. Например, четвертая, где не хватало двоих первоклашек. Но это же не проблема. То же управление образования направит «запоздавших», да и в микрорайоне отыщутся. Есть на окраине школы, где 25 человек днем с огнем не отыскать. Управление образования этим школам доплачивает, хотя на эти цели деньги в бюджет не заложены. Но при проверке у управления образования есть весомые аргументы. А вот по поводу пятьдесят первой в центре Ленинского района – нет.
– Так что же делать? – вопрошаю я.
– Мы предлагали директору оставить два класса, если учитель согласится работать за ползарплаты, – устало говорит Лариса Тихомирова. – Мы предлагали завести всех родителей из двух классов в один, усадить и показать, в каких условиях их детям предстоит учиться после объединения. А родителям советую не зацикливаться на этой школе – переводите детей в другую. В ту же четвертую – там прекрасные условия.
ЕВГЕНИЯ ШЕВЧЕНКО, фото ДМИТРИЯ РУХМАЛЕВА.
P.S. Когда готовили этот номер, родители первоклашек сообщили: первый «А» и первый «Б» пошли на занятие вместе – в один класс. Интересно, загадают ли для них актуальную загадку: А и Б сидели на трубе, А упала, Б пропала, кто остался на трубе?