Ценители театрального искусства в эти дни пребывают в радостном волнении. Капитальный ремонт драматического театра имени А. С. Пушкина, ставший одним из самых резонансных проектов, реализующихся в Магнитогорске в последние несколько лет, не просто вышел на финишную прямую, а завершён целиком и полностью.
Да будет капремонт!
Напомню: в 1967 году драмтеатр переехал с левого берега на правый. За полвека здание на пересечении улицы Гагарина и проспекта Ленина успело изрядно обветшать. Зрители сочувственно вздыхали, но из любви к театру мирились и с продавленным поролоном потёртых кресел, и с обшарпанным паркетом. Приезжие актёры и режиссёры - в том числе и приглашённые в рамках федеральной программы "Большие гастроли" - сетовали, что такому замечательному коллективу приходится жить и творить в давно не ремонтированном здании, с помощью технически устаревшего оборудования. Проблема назрела давно, да вот беда - средств не было. Однако глава города Сергей Бердников поставил перед городом задачу - подарить театру и зрителям достойные условия. Не было сомнений и в том, что культурному учреждению поможет Магнитогорский металлургический комбинат. Чтобы привлечь инвестиции из областного и федерального бюджета, требовался в первую очередь рациональный и в то же время креативный, грамотно составленный проект. В то, что эта махина сдвинется с мёртвой точки, верилось с трудом. Но недаром говорят: дальняя дорога начинается с первого шага за порог. Так и театр шаг за шагом обрёл новое лицо.
Капитальный ремонт, ставший значимой вехой в истории одного из старейших культурных учреждений Магнитки, вписал яркую страницу в летопись города. Проект в стиле лофт, созданный доцентом кафедры дизайна института строительства, архитектуры и искусства МГТУ имени Г. И. Носова Андреем ф и его студентами в 2017 году, прошёл утверждение. Оформление документов, привлечение финансов из бюджетов всех уровней - дело не быстрое. И если изначально шла речь о поэтапном ремонте, который позволит не вывести театр из рабочего процесса, то в итоге было принято решение о временном переезде коллектива.
Год 2019-й театр начал с новым директором - Евгением Климовым. Евгения Валерьевича пригласили из Уфы возглавить магнитогорскую "драму" именно потому, что у него есть опыт масштабной реконструкции театра. В течение десяти лет Климов был директором Национального молодёжного театра Республики Башкортостан. Там в итоге возвели здание заново. В Магнитке перед новым директором драмтеатра стояла более сложная задача - всё обновить в прежних стенах. Гораздо легче сломать всё и выстроить заново, чем совершить интерьерную и техническую революцию в типовом здании киноконцертного зала.
"На чемоданах"
Задачей директора стало не только проведение капремонта. На плечи коллектива под руководством Евгения Климова легла подготовка к переезду и переезд весной 2019-го. Сезон 2019-2020 драмтеатр провёл в прежнем здании, ныне - Левобережном Дворце культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе, который по старой памяти именуется гортеатром. В новых реалиях труппа работала по-новому - приспосабливаясь к другой сцене, создавая постановки для камерных площадок. Сделано за это время немало - некоторые постановки, созданные в "колыбели" театра на Пушкина, 19, продолжат сценическую судьбу в отремонтированном здании на Ленина, 66. Так, постановку Максима Кальсина "Весы" (16+) по пьесе Евгения Гришковца, впервые явленную публике в ноябре 2019 года на сцене ЛДКМ имени С. Орджоникидзе, зрители увидят в воскресенье 4 октября. Любопытно, что действие тоже происходит в октябре, когда будущие отцы малышей - "Весов" по гороскопу - ждут их появления на свет в приёмном покое роддома. А 8 октября представит свой камерный проект Елена Кононенко. Её "душеполезная сказка для взрослых, написанная одним ребёнком и рассказанная с выражением другим ребёнком" по творчеству Бориса Гребенщикова "Иван и Данило" (16+), первый показ которой состоялся прошлой осенью, также достойна того, чтобы обрести второе дыхание.
И пусть далеко не все постоянные зрители были готовы приезжать в театр на левый берег - им предстоит удивиться новым ярким постановкам. Прошлый театральный сезон, пусть и в непривычных условиях, прошёл продуктивно - даже несмотря на ограничения, налагаемые пандемией коронавируса. Но, что ни говори, это жизнь "на чемоданах", в ожидании возвращения домой. Возвращение было радостным - ремонт в гримёрках сделан с учётом пожеланий их хозяев. Цветовая гамма - на выбор актёров, мебель - удобная и функциональная. Репетиционный зал, как и малая сцена, не говоря уж о коридорах "закулисья", тоже преобразились.
Актёр Данила Сочков, на пару минут прервав репетицию, признался: ощущения от нового театра у него - как у участников телепроекта "Квартирный вопрос": когда покидаешь свой дом и возвращаешься в него уже после ремонта, всё вокруг непривычное, но нравится.
Технически обновленная сцена требует новых знаний и умений, но касается это в первую очередь не артистов, а помощников режиссёра и рабочих сцены. "ММ" не раз писал о полностью заменённой машинерии, новой системе акустики, об ультрасовременном пульте, буквально по движению пальца на сенсорном экране приводящем в движение грандиозную систему колосников. Словом, возвращение было радостным. Ещё не был завершён ремонт, а в репетиционном зале уже шли занятия по физической подготовке, немаловажной для современных актёров, и работа над первой премьерой сезона, подробности о которой до недавнего времени не разглашались.
Полное преображение
Возвращение театра на правый берег шло постепенно - перевозили декорации и прочее имущество, обучали специалистов по работе с современным оборудованием, осваивали новые возможности. Журналисты вместе с главой города Сергеем Бердниковым, державшим руку на пульсе капремонта, ежемесячно, а то и чаще приходили в драмтеатр, с каждым разом всё больше поражаясь не только размаху идущих преобразований, но и их планомерности, соответствию графику. Порой мы с коллегами удивлялись неудержимому полёту времени. Только что скептики ворчали, что стиль лофт в классическом театре - это нонсенс, и вот уже они восторгаются ажурными конструкциями, напоминающими одновременно Эйфелеву башню и реалии промплощадки, и необычными люстрами. Вроде бы недавно в фойе первого этажа лежали груды строительного мусора - а теперь сияет пол из полированного гранита - подарок градообразующего предприятия, сделанный по инициативе председателя совета директоров ПАО "ММК" Виктора Рашникова, как и установленный в левой части фасада огромный экран, который не просто заменит афишу, а позволит демонстрировать отрывки из спектаклей. Подсветка здания, которая станет одной из изюминок его облика, - тоже подарок Магнитогорского металлургического комбината.
Сочетание металла, дерева, стекла и камня, игра пастельных цветов - от холодного стального и глубокого тёмно-серого до тёплого бежевого и приглушённого тёмно-коричневого. Огромные, отмытые до блеска витражные окна - помните, как, проходя или проезжая мимо театра, замечали, как постепенно меняется фасад: зелёный пластик заменяется на стекло? И это лишь то, что бросается в глаза. В театре полностью заменены все инженерные коммуникации - электрика, системы водоснабжения, отопления, вентиляции. Зрителям будет гораздо комфортнее размещаться в новых креслах. Фойе третьего этажа можно будет модифицировать под камерные встречи разных направленностей - от драматических постановок до научных конференций.
Особо хочется сказать о появившейся перед театром автомобильной парковке - это было, пожалуй, одно из наиболее спорных решений. Вместо фонтана с лавочками - асфальт с разметкой под машиноместа. Справедливости ради, отмечу: сезон фонтанов лишь частично совпадает с сезоном театральным, да и любимым местом прогулок горожан площадь перед театром, расположенная на пересечении двух оживлённых городских магистралей, никогда не была. Вдоль крыльца для зрителей отгородили прогулочную зону - она отделена от автостоянки высокими, отделанными деревом клумбами, со стороны театра к ним примыкают удобные лавочки. Есть где посидеть перед началом спектакля, глядя не на машины, а на театральный фасад с экраном и размещённой на крыльце стеной памяти с именами видных деятелей культуры, внёсших весомый вклад в жизнь театра: Матвей Блантер, Леонид Броневой, Лев Самарджиди, Анни Жирардо…
На прежнем месте - на лестничной площадке напротив входа - высится на гранитном постаменте бюст Александра Сергеевича Пушкина. Пока ещё его окружают вёдра - идёт последняя генеральная уборка театрального презсезонья.
Долгожданные премьеры
Директор театра Евгений Климов даёт прессе необходимые пояснения, приподнимает наконец завесу тайны над премьерой - это будет водевиль "Тайные мечтания г-на М. Бальзаминова" (12+) по мотивам пьесы Александра Островского "Женитьба Бальзаминова" (12+) - и подытоживает:
- Остался последний рывок: 30 сентября - долгожданное открытие 83-го театрального сезона. С нетерпением ждём зрителей, которые соскучились по театру, по труппе. Ожидаем на премьеру высоких гостей, тех, кто в разные годы работал в театре: Сергей Пускепалис, Валерий Ахадов, Лев Эренбург, Владимир Досаев.
Евгений Климов анонсировал и ещё одну премьеру, которая планировалась на апрель, была отложена из-за пандемии коронавируса и наконец-то состоится 9, 10 и 11 октября. Это интерактивная комедия-детектив "Ножницы" (18+) по пьесе немецкого драматурга Пауля Портнера, режиссёр-постановщик - москвич Костя Денискин.
Но первой ласточкой - первым спектаклем в отремонтированном здании - станет всё же водевиль по Островскому. Уже на репетициях актёры оценили новые микрофоны и отличную акустику зала. Звук стал ощутимо более богатым и сбалансированным. Уже не надо формировать громкость - даже шёпот будет слышен в последнем ряду.
Режиссёр-постановщик Мария Большакова из Санкт-Петербурга работает с магнитогорской "драмой" не впервые: её связывают с театром многолетняя дружба и работа в качестве хореографа-постановщика. Режиссёрский опыт у Марии Анатольевны тоже есть, так что выбор её кандидатуры логичен. Конечно же, груз ответственности велик, все волнуются, но работают увлечённо и с удовольствием
- Зритель должен покинуть театр радостным и сказать товарищам: "Идите, там весело и хорошо!" - улыбается Мария Большакова.
Конечно, будут соблюдены требования эпидемиологической безопасности: в зале на 550 мест разместят лишь 200 зрителей. Будут и маски, и санитайзеры, и измерение температуры на входе. Но это не помешает ощутить особенную атмосферу мира Мельпомены. Возвращение театра в родной дом и к зрителям - настоящий праздник, которого все так долго ждали.