По словам специалистов объединения защиты прав потребителей, большинство обращений и вопросов касались расчета тарифов на ЖКУ и качества предоставления коммунальных услуг. "ММ" публикует наиболее популярные вопросы потребителей. На них отвечает юрисконсульт ОЗПП Авак Зурначян.
- Соответствует ли размер повышения тарифов на коммунальные услуги в Магнитогорске требованиям, предъявленным регионам Правительством РФ?
- У нас есть точные данные, что соответствует, поскольку в январе "Единая Россия" инициировала в Магнитогорске мониторинг тарифов. Анализ роста тарифов на коммунальные услуги с декабря 2010 года по январь 2011 года показал, что самый большой скачок дала стоимость холодного водоснабжения (26 процентов) и водоотведения (22 процента). Другие коммунальные услуги ведут себя довольно сдержанно. В целом уровень повышения стоимости коммунальных услуг не превысил допустимые 15 процентов. Хочу подчеркнуть, что речь идет именно о среднем показателе, то есть берется сумма удорожания всех коммунальных тарифов, то есть если холодная вода дала большой процент роста, то горячая - всего 7 процентов.
Напомню также, что речь идет только о коммунальных услугах - стоимости газоснабжения, водоснабжения, водоотведения, отопления. Эти тарифы устанавливают органы государственной власти или местного самоуправления. А стоимость жилищных услуг, в соответствии с законодательством, может быть установлена самими жильцами многоквартирного дома на общем собрании. В том случае, если жильцы не приняли такого решения, управляющие организации ориентируются на постановление главы города.
- В прошлом году повышение тарифов в Магнитогорске прошло в два этапа. Это правомерно?
- Да, правомерно, поскольку это было единовременное удорожание тарифов, но организационно его провели в два этапа, благодаря чему повышение тарифов стало более плавным и не так больно ударило по кошельку.
- Насколько правомерно применение управляющими организациями дополнительного повышающего коэффициента при начислении платы за потребление воды тем, у кого установлен прибор учета?
- Постановление Правительства РФ действительно устанавливает такую норму. Однако сомнения потребителей всегда вызывает величина этого коэффициента. Что делать, если вам кажется, что плата за воду в квитанции сильно завышена и совсем не соответствует показаниям ваших приборов учета? Каждый потребитель имеет право направить в ЕРКЦ или управляющую организацию заявление с просьбой пояснить, каким образом осуществлен расчет дополнительного коэффициента. Вам должны показать и подтвердить документально информацию о показаниях общедомового прибора учета воды, количестве жилых помещений, не оборудованных водомерами, и другие сведения, которые используются для расчета коэффициента. Данные разъяснения управляющая организация обязана предоставить в течение трех рабочих дней после подачи заявления.
- Каким образом потребитель может заявить о некачественном предоставлении коммунальных услуг? Что делать, например, если из крана идет вода со ржавчиной?
- Да, потребители часто жалуются не только на качество воды, но и ее температуру, а также работу системы отопления в доме. Что делать? Прежде всего, нужно пригласить домой специалистов самой управляющей организации, Роспотребнадзора или жилищной инспекции, чтобы они провели измерения и составили акт, документально подтвердив низкое качество предоставления той или иной услуги. На основании этого акта потребитель может обратиться к исполнителю коммунальных услуг с требованием о перерасчете платы за услугу, качество которой не соответствует нормам.
"ММ" будет продолжать рубрику "Азбука ЖКХ", отвечая на вопросы, озвученные горожанами в ходе "горячей линии". Кроме вопроса начисления тарифов, им также интересны сведения о реализации программы энергосбережения и установке индивидуальных и общедомовых приборов учета, о графике сноса ветхого и непригодного для проживания жилья, об улучшении жилищных условий.
"Горячая линия" по вопросам ЖКХ, инициированная местным отделением "Единой России", проводится каждую среду с 10.00 до 13.00 по тел. 26-07-36.