Тематическая рубрика о птицах Магнитки и окрестностей на основе репортажей из телеграм-канала (12+) члена Русского географического общества, орнитолога-любителя Игоря Деревскова.
Эта птичка в ряду магнитогорских видов стоит особняком. Жителей нашего города она удивляет, даже обескураживает. «Ты где его взял? Я тут сто лет живу – ни разу не видел», – слушаю с ехидной улыбкой, поскольку снимаю урагуса вот уже несколько зим. При первой встрече сам впал в эстетический ступор. Меньше воробья, расцветка удивительна и не похожа ни на кого. Вижу урагусов в небольших стайках, зачастую вместе с воробьями и зеленушками.
И великий Брем, и знаменитый Холодовский, опираясь на принятую в их времена классификацию, называли урагуса длиннохвостым (долгохвостым) снегирём! В английском языке он «сибирский длиннохвостый розовый зяблик». Вот такая путаница в названиях.
«Долгохвостый снегирь водится в Сибири, Манчжурии, восточном Китае и Туркестане; кочуя, часто залетая в приуральские губернии…» – пишет Николай Холодовский.
Вадим Рябицев в книге «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» (12+) утверждает: «На юго-востоке нашего региона это обычный вид». И, наконец, москвич Василий Вишневский, прозвав урагуса длиннохвостой чечевицей, обозначает: вероятность встречи – очень редко, статус – залётный.
Итак, урагус – не снегирь, а – Вишневский прав – разновидность чечевицы. Но какая! Урагус – символ Сибири и её абориген. Во втором десятилетии ХХ века в Томске даже издавался журнал «Урагус» (12+). Это было издание для орнитологов, но пользовалось большой популярностью.
На Дальнем Востоке урагус — одна из наиболее распространённых птиц. Более того, во второй половине ХХ века немецкие орнитологи так впечатлились этой птичкой, что вывезли к себе в Германию несколько особей и всерьёз озадачились разведением.
Урагусы – вечные кочевники. На одном месте задерживаются только на период гнездования, выбирая при этом для гнёзд небольшие кустарниковые заросли вблизи рек и болот.
Зимой эти маленькие птички собираются в стайки по 5–10 особей и откочевывают на запад к нам, на Южный Урал. Питаются семенами бурьяна, высокотравья и кустарников, ветки которых не скрываются под снегом. В основном это лопух (или репей), полынь, конопля, васильки, чертополох, лён. Также в пищу идут почки кустарников. За городской чертой, на открытых пространствах, на пустырях мы их и встречаем зимой. Птички осторожные, городские парки не для них, здесь на их кормовой базе хозяйничают щеглы.
В период кочёвок урагусы и создают пары.
А летом на родине эти птицы скрываются в густой траве камышово-осоковых болот, в непроглядных зарослях кустарниковых ив, в поймах рек. Здесь и гнездятся, откладывая 3– 6 ярко-голубых с чёрными пятнышками яиц.
Самцы урагуса красиво поют, выводя флейтовые трели, да к тому же хорошо пародируют звуки других пернатых. А вот самки только пищат.
Оперение у этих сибиряков мало, что красивое, так и пух позволяет им стойко переносить холода. Встретив урагуса впервые, я, как и все, был поражен его красотой, а потом привык встречать их каждую зиму. В этом году даже затревожился: наша первая встреча состоялась только в конце января, а не как раньше в ноябре. Что ж, на то они и кочевники.
Обнаружив стайку, возвращаюсь на это место, любуюсь и наблюдаю, как становятся всё более объеденными сухие былки лебеды. Значит, скоро красавчики отлетят на другие участки.
Летом, будучи на окраинах, присмотрите пустыри, зарастающие полынью и лебедой – здесь зимой наверняка вы сможете наслаждаться удивительной красотой этих гостей – символов матушки Сибири.
Читайте о птицах и не только в телеграм-канале Игоря Деревскова https://t.me/igorderevskov (12+) и на его странице в социальной сети «ВКонтакте» (18+): https://vk.com/id312026280.