Фантасты сочиняют страшилки про угрожающий человечеству бунт роботов. Но то ли будет он, то ли нет, а россиянам прежде нужно пережить отнюдь не придуманный бунт невежд. И не будущий – он уже начался. Парадокс и трагизм этой необъявленной войны в том, что сами «бунтари» зачастую не ведают, что творят. В период «великих потрясений» их в самых разных сферах оказалось немало. Как подчеркнул в своей острополемической статье в «Литературной газете» профессор, главный научный сотрудник Института государства и права РАН Виталий Рассохин, «главный несомненный, реальный результат «реформ», принесших России кроме тотального разрушения еще и иго тупого невежества, – падение среднего уровня интеллекта и небывалое оскудение умов. Причем процесс этот захватил все слои, включая высшую государственную «элиту».
Отнюдь не без влияния высших управленческих структур бацилла профессионального невежества поразила и торговую отрасль, состояние которой сказывается на каждом из нас.
– Торговля стала практически главным источником занятости для потерявших работу, – говорит Наталья Босенко, заместитель начальника отдела торговли управления по развитию потребительского рынка городской администрации. – В поисках заработка в нее влилась масса людей, не имеющих профильного образования и соответствующих навыков. Они трудятся во всех сегментах торговли, в том числе в продовольственном – самом сложном и трудоемком. Здесь тысячи законов и подзаконных актов, нормативов, знание которых предполагает и их исполнение. Благодаря им торговля должна быть барьером против проникновения некачественных и опасных для здоровья населения товаров, здесь должен быть грамотно организованный входной контроль. Но можно ли на это рассчитывать, если, во-первых, минимум половина работающих в сфере торговли не имеют базового образования, а во-вторых, многие и не хотят его иметь. Потому что для них единственная цель – прибыль. А меры воздействия, которые могут быть применены к ним в случае, если контрольно-надзорные органы выявят несоблюдение каких-то нормативов, их вовсе не пугают. Мизерный штраф никоим образом не влияет на экономическое состояние предпринимателя. Он его заплатит и будет спокойно работать дальше с теми же нарушениями, а после этого к нему уже два года не имеют права подойти с проверкой. Приостановили деятельность – тоже не беда. Предприниматель нынче предусмотрительный – работает на нескольких объектах под разными вывесками: он и «ЧП Иванов», и «ЧП Петров», и еще кто-то. Приостановили «ЧП Иванов» – в строю остается «ЧП Петров».
В общем, для ушлого коробейника современного покроя, который един во многих лицах, наказание со стороны проверяющих теперь – как слону дробина. Предприниматели долго стонали под чиновничьим гнетом, жаловались, что их замучили бесконечные проверки, и добились для себя поблажек. А это вышло боком для покупателей.
В 2003–2004 годах и первом квартале прошлого года на потребительском рынке Магнитки различные государственные контрольно-надзорные органы в подавляющем большинстве случаев – до 85 процентов от общего числа проверок – выявляли нарушения в сфере безопасности и качества продовольственных товаров. Тут и наличие откровенно бракованной продукции, и отсутствие документов о происхождении товаров, удостоверяющих их надежность, и поддельные сертификаты соответствия... Итоговых данных до конца прошлого года пока нет, но улучшения не наблюдалось. Большинство товаров, находящихся в оптовой и розничной торговле города, завозят из других регионов, в том числе значительную часть – импортного происхождения. Ввозимая продукция, в силу состояния современной законодательной базы, только частично поднадзорна. Забраковка ввозимых товаров, как отечественного производства, так и импортных, производится практически по всем товарным группам: из-за несоответствия показателей качества и безопасности по результатам лабораторных исследований – 31 процент; из-за истечения сроков давности – почти 33 процента; из-за отсутствия необходимых качественных удостоверений – более 36 процентов. Контрольно-надзорные и правоохранительные органы ежегодно предотвращают свыше двух тысяч случаев продажи товаров, представляющих угрозу для здоровья или жизни потребителей.
Есть, правда, и светлые пятна на темном фоне. Специалисты отмечают более высокое качество продукции местных предприятий и относительный порядок с безопасностью реализуемых продуктов в таких крупных торговых фирмах, как «Класс», «Ситно», «Роскон», «Горторг». Но в целом положение удручающее. Тысячи мелких производителей сами придумывают рецепты, утверждают их как оригинальные технические условия, а что там у них понатолкано под прикрытием эксклюзивных ТУ – не всякая лаборатория разберет. Потому что есть немало ингредиентов, для определения которых нет ни методик, ни соответствующей аппаратуры, не говоря уж об отсутствии элементарного оборудования и квалифицированных кадров на множестве предприятий.
Все это значит, что жители города регулярно приносят домой в продуктовых сумках мины замедленного действия в виде обыкновенной банки консервов, куска мяса, пачки пельменей, бутылки вина или минеральной воды…И вовсе не только у нас – по всей стране.
Нынешнее законодательство, сориентированное вроде бы на защиту прав потребителей, фактически взваливает на него «непрофильную» ношу. Чтобы не оказаться жертвой рыночных «несовершенств», он должен, получается, иметь специальное «потребительское» образование и обязательно иметь бойцовский характер, а если потребитель, положим, скромная «тургеневская» барышня, то на рынке ей делать нечего.
Как не раз указывали в официальных справках городского управления по развитию потребительского рынка, несоответствие нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях не позволяет контролирующим и правоохранительным органам эффективно бороться с контрафактной продукцией, за пределами их полномочий оказывается большой перечень различных товаров. При нынешнем состоянии законодательства представители государственной и муниципальной власти нередко просто бессильны в противостоянии происходящим на потребительском рынке негативным процессам. Созданный пару лет назад из представителей контролирующих органов во главе с начальником управления по развитию потребительского рынка Петром Карабельщиковым координационный совет для противодействия фальсификату и браку не раз направлял городскому депутатскому корпусу служебные письма с предложениями о внесении изменений в законодательство для рассмотрения их в областном Законодательном собрании и Госдуме РФ. Пока остается надеяться, что когда-нибудь это даст результат.
– Была у нас попытка ужесточить контроль над качеством ввозимого на территорию Магнитогорска товара – подтверждать в местной лаборатории сертификат соответствия, особенно на проблемные продукты, – рассказывает Н. Босенко. – Но споткнулись о законоположение, в соответствии с которым, если имеется сертификат соответствия от производителя или оптового поставщика, ты не обязан подтверждать его. Это можно сделать только в добровольном порядке, а добровольно тратить на это время и деньги нет желающих… Законодательной базой подразумевается благонамеренность производителя и поставщика продуктов, но ее сплошь и рядом не обнаруживается. В основе существу-ющих законодательных требований к организации торговли лежат чьи-то представления о торговле как саморегулирующейся сфере, в которой покупатель при рыночной экономике сам ориентируется, что хорошо и что плохо. Он, по идее, будет обращаться за услугами туда, где все хорошо, а к кому не пойдет, те не переживут забвения и разорятся. Но при широкомасштабном отсутствии элементарного порядка этот «механизм» не работает. А откуда взяться порядку, если в Министерстве экономического развития и торговли о торговле, похоже, забыли? Я перелопатила около сотни законов, подзаконных актов, комментариев и пришла в ужас. Многие из них невнятно изложены, противоречат друг другу, другие давно устарели в связи с прекращением породившего их ведомства. Скопились тысячи подобных документов – не отмененных, а значит, действующих. И как во всем этом «изобилии» разобраться предпринимателю? Это – при его желании. А если еще и желания мало…
Не способствовала наведению порядка в торговле и длительная мудреная «перетасовка» системы контрольно-надзорных органов с одновременным весьма значительным сокращением численности специалистов. Судя по всему, с этим связано то, что за последние три года количество проверок уменьшилось в несколько раз, хотя ситуация требует, увы, обратного. «Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников», – гласит древнекитайский трактат «Лао-цзы».
Александр ЮДИН. Фото Андрея Серебрякова.