Весной 2011 года к депутату городского Собрания Владимиру Дремову обратились избиратели 12-го округа, жители 112 микрорайона, с жалобой на бесхозный пустырь, на котором давно обосновались бомжи, наркоманы, алкаши и прочая публика, превратившие территорию, некогда принадлежавшую детскому садику, в настоящий притон.
Депутат обратился с запросом к главе города: за кем территория закреплена, кто должен ее содержать, производить уборку мусора. И если ни за кем не закреплена и не является частной собственностью физических или юридических лиц, то какие меры предпринимаются со стороны администрации города по содержанию территории в чистоте и охране жителей прилегающих домов от асоциальных элементов. Пришедший буквально через неделю ответ, подписанный заместителем главы города, по сути, является ярким образцом лаконичности, точных ответов на поставленные вопросы и оперативного принятия мер: "Данная территория выделена под проектирование гостинично-офисного здания организации ООО "СтройСтиль" до 5 августа 2011 года. Уборку данная организация не производила и не производит. Силами районной администрации организована санитарная уборка с привлечением МДОУ и ООО "ЖРЭУ № 6". На данный момент порядок наведен в полном объеме".
Однако не прошло и двух месяцев, как в различные инстанции вновь посыпались жалобы, содержание которых не отличается разнообразием уже почти три года. Так, весной прошлого года в рамках программы "Чистый город" в передаче "Времечко" телеканала "ТВ-ИН" эта заброшенная территория - благодаря сигналам жителей микрорайона - уже фигурировала в самом неприглядном виде. Вооружившись адресом, краткой историей проблемы и схемой расположения окаянного участка, где в недалеком прошлом располагались прогулочные дворики малышей - воспитанников детского сада, иду посмотреть на "наведенный в полном объеме порядок". Со всей ответственностью заявляю, что два месяца назад здесь разве что собрали щипцами бутылки и бумажки. Между кованой оградой бывшего детского сада, отданного в 90-х годах в аренду ряду организаций, и практически разрушенным типовым железобетонным "ажурным" забором, означавшим некогда границу детского учреждения, ныне давным-давно заброшенный участок, заросший травой, кустарником, деревьями и "самосевом". Много сухостоя. По диагонали жителями микрорайона протоптана "дорожка жизни" - самый удобный путь сообщения между жилыми домами, школами, действующими детскими садами, магазинами. Окрест все усыпано бутылками, пластиком из-под пива, мятыми же пивными банками, одноразовыми шприцами, пардон, презервативами, сигаретными пачками и окурками. На небольшом пятачке между кустарником, куда не без опаски рискнул заглянуть, у кострища - "лежбище" из рваного матраса и какого-то тряпья. Видимо, бомжи в этот час были "на работе". Поодаль в тенечке прямо на примятой траве расположилась разнополая компания будущих "строителей коммунизма" примерно от 16 до 30 лет, поочередно прихлебывающая "из горла" - не успел разглядеть, какую жидкость: публика дружно развернулась в мою сторону с немым вопросом, дескать, чего надо?
Вот что рассказала председатель КТОСа 112 микрорайона Надежда Емельянова:
- Это безобразие длится около двух с половиной лет. Когда после закрытия садика арендаторы отгородились своим забором, эту территорию несколько лет худо-бедно содержали рабочие домоуправления № 20 ЖРЭУ № 6, поскольку она числилась за городом. А затем эту площадь отдали некоей предпринимательнице, и она стала вроде бы не муниципальной. С тех пор заросший и замусоренный пустырь облюбовали бомжи и отвязная молодежь - со всеми идущими отсюда последствиями: кострами и серьезными возгораниями, мордобоями, скандалами, грабежами. По тропинке, о которой вы говорите, даже днем жутковато ходить, а если кто решится в темное время - это уже почти подвиг или чистое безрассудство. Обращались и к участковому милиционеру, и в районную администрацию. Если и следовала какая-то реакция, то весьма редкая, без результатов. Придет милиционер, разгонит бомжей, а они через час тут как тут. Надавит администрация - работники домоуправления разово придут, соберут бумажки, бутылки. И все. Обращались в районную комиссию по благоустройству. Та же реакция - говорят, не их территория.
- Обратились весной в приемную депутата, - говорит Галина Бордоносова, жительница дома, выходящего окнами на этот бомжатник. - Видимо, была очередная команда навести порядок. Мусор кое-как собрали, бомжей разогнали, но скоро все вернулось на круги своя. Словом, отчитались перед депутатом о наведении порядка. Люди уже не верят, что здесь что-то может измениться. А этих постояльцев с синими носами и шуструю молодежь, устраивающую под нашими окнами оргии, многие побаиваются: ведь могут и встретить на узкой дорожке или камень в окно швырнуть.
- То, что ответили депутату о наведении порядка в полном объеме - явное чиновничье лукавство, - добавляет Надежда Емельянова. - Они в заблуждение ввели не только депутата, но и главу города и его зама, которые физически не в состоянии проконтролировать бумаготворчество своих подчиненных. Да и таких заброшенных территорий в городе немало. В том числе - в нашем микрорайоне. Например, муниципальная территория между школами № 33 и 25, на которой по замыслу архитекторов предполагалось сделать уютный сквер. Теперь здесь заброшенный и полуразрушенный фонтан, раздавленные автомашинами некогда асфальтированные дорожки, пришедшие в негодность игровые и спортивные площадки. Кроме одной - напротив 33-й школы, которую сделал на свои средства предприниматель - директор Зеленого рынка.
То, что территория бывшего детского садика была выделена под проектирование гостиницы и офиса некоей организации, совершенно не свидетельствует о том, что она априори приобрела нового хозяина. Этот акт, подписываемый администрацией города, всего лишь свидетельствует о намерении заявителя каким-то образом использовать муниципальную площадь. И совершенно не факт, что дело дойдет до реального проекта, многочисленных разрешений и согласований, выделения земельного участка под строительство, что наложит определенные обязанности на застройщика и владельца по содержанию территории. Организация может просто отказаться от своей затеи. Обрушившийся недавно финансовый кризис поломал планы многих фирм. Так что, полагаю, забота о своей муниципальной территории пока лежит на городе. Впрочем, не исключено, что в "Ноевом ковчеге", ныне приютившем ряд организаций и фирм, вновь зазвучат детские голоса - по стране все решительнее осуществляется программа возвращения бывших зданий детских садов к первоначальному назначению. А навести порядок в этом "бермудском прямоугольнике" проблем, по мнению моих собеседников, не так уж и сложно: вырезать весь сухостой, поросль деревьев, кусты, то, что привлекает и скрывает от посторонних взоров облюбовавшую этот укромный уголок публику. Ну и порядок, конечно, периодически поддерживать. Естественно, не на бумаге.