В сообществе «ВКонтакте» городской администрации пожаловались на то, что на пересечении улиц Труда и Советской автолюбители уничтожают газон. Администрация ответила, что там ограждения не предусмотрены – то есть это не газон. Однако по правилам благоустройства, всё-таки газон, и ограждения должны быть. Впрочем, если каждый клочок земли защитить забором, город станет похож на кладбище с оградками.
В 2019 году в Магнитогорске развернули бурную деятельность по выявлению фактов парковки на газонах. Администрация стала призывать горожан, чтобы активно делились сведениями о нарушителях, публиковать снимки в своём сообществе под хештегом «МагнитогорскВредители».
Конечно же, организовали и рейды с представителями ГИБДД и районных администраций – ходили по улицам и дворам, искали машины на газонах, часто ещё и СМИ с собой брали, чтобы продемонстрировать, что вот ходим-ищем. От всего этого порой складывалось впечатление: газоны – это самое ценное, что есть в Магнитогорске, а на проблему отсутствия цивилизованных машино-мест внимание вообще не обращали.
Но долго игнорировать не получилось, и в какой-то момент одобрение бурной деятельности стало не так заметно, как негодование по поводу несправедливых штрафов. Действительно, приехал человек с работы, а на парковке у дома всё занято. Покружил – места нет. Поставил на газон. А мимо шёл активист, сфотографировал, пожаловался в администрацию. Водителю – штраф, даже если газон только потому и считается газоном, что на нём нет асфальта.
По правилам благоустройства Магнитогорска любой незаасфальтированный участок земли – это газон. Во всяком случае, такого его замысловатое определение: «Газон – не имеющая твёрдого покрытия поверхность земельного участка, имеющая ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) или иного искусственного ограничения, покрытая травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью естественного или искусственного происхождения либо предназначенная для озеленения». То есть, если в центре тротуара по какой-то причине выломается кусок асфальта, куда-нибудь исчезнет и щебёнка, оголится земля, с ремонтом затянут, взойдёт трава – выбоина, по идее, автоматически становится газоном.
Однако Магнитогорск стал участником федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого начали создавать благоустроенные парковки во дворах, около скверов и парков. На местном уровне тоже нашли средства и обустроили машино-местами территории садиков, школ, поликлиник и больниц. В целом возможностей оставить машину, не нарушая, стало больше. И бурная деятельность администрации по обнаружению «вредителей» постепенно стихла. В последний раз сообщение с соответствующим хештегом было опубликовано третьего октября 2021 года, тогда как в 2018–2020 годах муниципалитет «отчитывался» в своём сообществе о спасении газонов чуть ли не каждый день.
Но в мае 2022 года наблюдаем противоположную тенденцию: участок земли, который по всем параметрам котируется как газон, муниципалитетом таковым не признаётся. Раньше, когда кто-то жаловался на автомобилистов, представители администрации реагировали мгновенно – штраф и рейд. А теперь читаем: «Установка ограждающих элементов по данному адресу не предусмотрена». Правда, на фото нет припаркованных автомобилей – как и обещания со стороны администрации, что в том районе будут ходить-искать создателей колеи.
Если брать во внимание правила благоустройства, по которым «при планировке общественных пространств и дворовых территорий предусматриваются специальные препятствия в целях недопущения парковки транспортных средств на газонах», то трактовать реакцию муниципалитета можно однозначно – это не газон. И как понимать то, что было до 2022 года? Людей штрафовали только потому, что номера их машин «засветились»?
Впрочем, обносить каждый голый участок земли заборчиком, тоже не вариант. Возможно, надо чётче прописать определение газона, уточнить функциональность, которую каждый незаасфальтированный участок несёт для городского района, и те из них, что окажутся наименее полезными, возможно, переоборудовать под парковки или ещё как-то использовать.
Но главное, нельзя человека, который оставляет машину на газоне, сразу клеймить «вредителем». Большинство – это хоть и нарушители, но по независящим от них обстоятельствам.