– Валерий Николаевич, насколько я знаю, с введением в действие управления жилищно-коммунального хозяйства городской администрации функции Жилкоммунсервиса были немного изменены. Это так?
– Не совсем: функции остались прежними – обслуживание жилфонда. Просто если раньше в наше ведение входил весь город, то сегодня мы занимаемся тем, что входит в ведение ЖРЭУ № 2 – это жилфонд южных районов Магнитогорска от улицы Труда.
– Большинство проживающих в этом районе – молодежь, а ей, как известно, чаще всего некогда заниматься бумажными делами. Наверное, приватизированных квартир там не в пример меньше, чем, скажем, в Ленинском районе?
– Сегодня приватизировано порядка 73 процентов жилого фонда. Но, поскольку с 2007 года бесплатная приватизация квартир заканчивается, думаю, в ближайшие два года все квартиры в городе приобретут своих собственников.
– И в бумажных делах наконец-то настанет порядок?
– Ох, если бы! Российский принцип приватизации очень странный: каждый дом имеет столько собственников, сколько, грубо говоря, в нем проживает людей.
– А если хозяев много, значит, их нет – старая истина.
– Совершенно верно. И получается, что в каждом доме есть так называемые места общего пользования: лестницы, чердаки, подвалы, лифты и так далее, которые, по сути, не принадлежат никому. В ГДР приватизация государственного и муниципального имущества проходила чуть раньше, чем у нас, с чисто немецкой предусмотрительностью. Там собственником дома становился один человек, который ремонтировал дом за свои средства, на это ему выдавали беспроцентную ссуду, а квартиры, которые становились его собственностью, он сдавал в аренду.
– А в Германии жилье застраховано?
– Во всем мире все принято страховать – свою жизнь, здоровье, имущество, и недвижимость в том числе. В Советском Союзе тоже активно пользовались этим видом услуги. Но во время перестройки все сошло на нет, многие оказались обмануты государством. И теперь страховым компаниям приходится доказывать, что они не собираются повторять печальный опыт перестройки. В последнее время специалисты всех направлений отмечают рост требований населения к сфере услуг. Грубо говоря, если раньше в магазине вы, покупая кофточку, замечали брак, например, плохо прошитый шов, что вы делали?
– Покупала и дома переделывала.
– А сейчас?
– Прошу заменить товар.
– Вот то же мы наблюдаем в жилищно-коммунальной сфере: потребители стали требовательнее, простите за каламбур: чуть где потекло – жалобы, звонки, выставление счетов… Конечно, лучше, чтобы в этой ситуации «разбором полетов» занимались профессионалы, которыми в данном случае выступают инспекторы страховой компании.
– Итак, о страховании: есть ли сегодня в вашей практике случаи, которые требуют страхового вмешательства?
– Вот сегодня я шестой раз еду на заседание суда по одному из таких случаев. Обычная история: в ноябрьские праздники была затоплена квартира. Аварийная приехала на место, проверила все свои коммуникации – все в порядке. А хозяин квартиры, откуда могла пойти вода, повел себя подозрительно: сказал, что до мая никого в дом к себе не пустит.
– Разве он имеет такое право?
– По закону – нет, но что с ним сделаешь? А разговоры идут: кто говорит, что он делает себе теплый пол, кто-то видел, как он менял себе стояки, причем без нашего разрешения, кто-то заметил, что у него в доме стоит огромный аквариум с системой откачки и подачи воды – все это могло привести к затоплению. В результате пострадавший выставил счет и нам, и хозяину той квартиры. Сумма – будь здоров, около 40 тысяч рублей. Вот и судимся.
– И если даже суд установит, что виновен сосед, сразу всю сумму он с него взыскивать не имеет права, а установит ежемесячную плату «пять копеек» в зависимости от зарплаты. И получится, что ремонт бедному пострадавшему придется фактически делать за свой счет.
– Совершенно верно.
– Много таких спорных случаев?
– Сколько угодно. Возьмем, к примеру, канализационный стояк. Случился засор в какой-нибудь квартире. Приезжает наша бригада, проверяет коммуникации – оказывается, кто-то выпустил тряпку. Кто виноват в этой ситуации?
– Вы.
– Почему мы? Наши коммуникации в порядке, профилактические работы мы проводим регулярно.
– Значит, не вы.
– Значит, не мы. Или затопление квартир из-за засоров во внутренних стоках на крышах. Воронка в центре дома всегда закрыта решеткой, чтобы исключить попадание посторонних предметов, а значит, засоров. В начале мая затопило такой сток. Мы приехали, вскрыли решетку, выяснили, что всему виной попавшая туда пластиковая бутылка. Сама она туда попасть никак не могла – значит, кто-то, прогуливаясь по крыше, отогнул решетку и швырнул ее туда. Разве мы виноваты в этой ситуации?
– Вы верите, что с введением страхования такие случаи будут разрешаться? Не может ведь страховая компания оплачивать все спорные ситуации и работать себе в убыток?
– В любом случае пострадавшему будет возмещен ущерб в пределах суммы, на которую он застраховал свою квартиру. А потом страховая компания, думаю, будет проводить собственное расследование и требовать возмещения затрат с виновной стороны. Понимаете, мы не отказываемся платить, если виноваты. Но нам нужен профессиональный арбитр в этом деле, и им выступает страховая компания. Для горожан же несомненный плюс в том, что, пострадав, они тут же получают свои деньги в полном объеме и без лишних эмоциональных затрат.
– Говорят, страховой взнос обещают взимать с горожан помесячными выплатами?
– Да, эта сумма – 10 рублей – будет внесена отдельной строкой в квитанцию об оплате коммунальных услуг, это максимально удобно для горожан.
– Подождите: 10 рублей – это вы абстрактно цифру назвали?
– Нет, почему же? Если я не ошибаюсь, речь идет именно об этом взносе – во всяком случае, не больше. С другой стороны, максимальная сумма ущерба будет тоже ограничена.
– Итак, для горожан страхование жилья выгодно, это мы выяснили. А вашей конторе? Или для вас это лишняя головная боль?
– Как работали, так и будем работать – ответственности с нас страхование жилья не снимает. В финансовом отношении тоже прибыль невелика. Прежде всего нас устраивает то, что порядка трети собранных с населения средств страховые компании готовы вкладывать в профилактику – поддержание жилищного фонда города в приличном состоянии. Коммунальная сфера никогда не финансировалась по остаточному принципу, здесь нам жаловаться не на что, но, тем не менее, выделенных денег никогда не хватало на все необходимое.
– Ну, уж вам-то жаловаться! Вам достались новые кварталы – дома там новые, проблем быть не должно!
– Вот как раз там проблем больше, чем в постройках сталинских времен! Кто в период перестройки делал что-то правильно? Вспомните хотя бы пресловутые МЖК. У нас сегодня есть дома без межпанельных швов, хотя это целая технология. В Магнитогорске есть дома, построенные по так называемому киргизскому проекту – это у нас, на Урале, при зимних температурах в минус 30. Но люди жалуются, что холодно в квартире, и мы вынуждены проводить капитальные ремонты. В лучшие годы мы осваивали на капитальных ремонтах домов порядка 79 миллионов рублей в год, а смета составлена аж на 270. Но где их взять? Поэтому средства страховых компаний были бы очень кстати. И потом, в конце концов, мы должны помнить, что страхование – наиболее цивилизованный путь рассмотрения спорных ситуаций. Пора бы уж нам отойти от базаров и склок.
P.S. Конечно, всех вопросов интервью не осветило, поэтому мы решили открыть серию материалов о добровольном страховании недвижимости. Основой для публикаций, мы надеемся, станут ваши письма. Все вопросы вы можете задавать по телефону 21-62-10 и ждать ответ в ближайших номерах «ММ».