Теперь для пешеходов выделили отдельную фазу работы светофора, когда разрешающий «зелёный» горит во всех направлениях. А весь транспорт, соответственно, на перекрёстке стоит. Одними из первых по-новому начали работать светофоры на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Бориса Ручьёва. Перекрёсток был аварийным, наезды на пешеходов здесь происходили неоднократно.
– Изменения были введены для исключения пересечения на перекрёстках поворачивающих направо или налево транспортных средств и переходящих через дорогу пешеходов. Работа светофоров приведена в соответствие с национальными стандартами, – пояснил старший государственный инспектор отделения дорожной инспекции организации движения магнитогорской Госавтоинспекции Юрий Крылов. – Допускается пересечение траекторий пешеходов и автотранспорта, но при определённых условиях.
Специалисты администрации города и ООО «Магнитогорскинвестстрой» изучили режим движения пешеходов и транспорта, и было принято решение разделить транспортные и пешеходные потоки. На данный момент по-новому работают светофоры более чем на 30 регулируемых перекрёстках города. Постепенно все регулируемые пешеходные переходы будут приведены в соответствие с государственными стандартами. Вариант, при котором допустимо совмещать повороты транспорта с движением пешеходов, – установка дополнительной информационной секции светофора, предупреждающей водителей о том, что при повороте необходимо предоставить преимущество пешеходам.
Вот только нововведениями оказались недовольны и водители, и сами пешеходы. Водители возмущены тем, что из-за длительной задержки на светофорах пробок стало больше, особенно в часы пик. Пешеходы – тем, что время «пешеходной» фазы сократили. Да и сделать «ход конём», если нужно пересечь две проезжие части перекрёстка, быстро теперь не получится. Нужно перейти одну проезжую часть, а потом ждать три минуты (а то и больше), пока проедут машины, и снова загорится зелёный. Так что горожане в целях экономии времени начали перебегать дорогу на «красный». И даже осваивать переход по диагонали, что, во-первых, запрещено правилами дорожного движения, потому что для этого нет соответствующей разметки, а во-вторых, просто небезопасно.
Но хотя магнитогорцы перемены не оценили, статистика показывает: ДТП действительно стало меньше. За семь месяцев прошлого года водители при повороте на регулируемых пешеходных переходах совершили 11 наездов на пешеходов, а за аналогичный период текущего года таких аварий было шесть. Так что с точки зрения безопасности данные изменения оправданы. Жизнь и здоровье граждан в приоритете. Сейчас на тех перекрёстках, где новшество уже введено, не фиксируются ДТП, связанные с наездами на пешеходов при повороте транспорта.
Время работы фаз светофора определяется в соответствии с методическими рекомендациями по результатам анализа интенсивности транспортного и пешеходного потоков. Занимаются этим специалисты ООО «МИС», обслуживающие светофоры города.
– Приоритет безопасности дорожного движения важнее удобства автомобилистов, – подчеркивает специалист управления транспорта и коммунального хозяйства Максим Шаравара. – Если пешеход не успевает перейти дорогу на «зелёный», согласно ПДД, в любом случае водители должны дать ему возможность завершить переход. Проводится дополнительный мониторинг. Будем работать над тем, чтобы соблюсти баланс между безопасностью и комфортом водителей и пешеходов. Поступают обращения, естественно, мы их рассматриваем, принимаем во внимание, и если жалоба объективна, изменяем время работы фаз светофоров. Свои пожелания и замечания можно направлять на сайт администрации города.
Добавим, в 2023 году отмечено снижение уровня аварийности с участием пешеходов благодаря принятию мер по созданию для них безопасных условий для движения. Так, по статистике Госавтоинспекции, всего в текущем году произошло 80 ДТП с пешеходами, погибло пять человек, пострадало 78. За аналогичный период прошлого года произошло 85 наездов на пешеходов. И если в этом году в 25 случаях виновными были признаны пешеходы, то в 2022 таких случаев было 28.