Ставший классическим школьный диалог: "Где дневник?" - "Дома забыл…" - "А голову ты дома не забыл?", скоро канет в Лету.
Ведь на смену бумажному дневнику приходит его электронный собрат. Его не забудешь дома, не потеряешь, не вырвешь страницу, не забудешь записать в него "домашку" или объявление о родительском собрании, не создашь дубликат для "двойной бухгалтерии"… И это не единственное преимущество электронного дневника.
"Всегда приятно заглянуть, посмотреть на успехи своего ребенка или, наоборот, на двойки", - это высказывание принадлежит не рядовому родителю, а президенту Дмитрию Медведеву, который и сам пользовался электронным дневником "в личных целях". Он убедился, что электронный журнал учителя и электронный дневник ученика с правом доступа к нему родителей являются эффективным механизмом. Заговорили о нововведении еще в 2008-м, в прошлом году глава Минобрнауки Андрей Фурсенко сообщил, что уже 30 процентов школ перешли на эту систему. А как обязательная норма электронные дневники будут введены к 2012 году.
Магнитка тоже не осталась в стороне от прогресса. По словам регионального представителя компании "1dnevnik.ru", директора ООО "Центр эффективного образования" Дмитрия Зализко, около 60 процентов школ уже пробуют внедрять различные системы электронных дневников, и в их числе одиннадцать школ, которые перешли на систему электронных дневников и журналов "1dnevnik.ru" - одни еще работают в тестовом режиме, другие уже в активном.
- Одно из преимуществ - для школ эта услуга бесплатная, ни сервера, ни программного обеспечения не нужно, только выход в Интернет, - рассказывает Дмитрий Иванович. - В идеале нужен компьютер на рабочем столе каждого преподавателя. Пришел в класс, открыл электронный журнал, выставил оценки…
- Сталкиваетесь с трудностями при переходе от бумажной системы к электронной?
- Да, но они носят нетехнический характер - приходится преодолевать инертность мышления. Иногда школьная администрация сразу выражает "общее" мнение - мол, ни родителям, ни нам этого не надо. Прогрессивные же директора не боятся переводить школу на эту систему. Все стереотипы развеиваются, когда школа работает с программой в режиме тестирования. И дети, и родители, и учителя убеждаются, что пользоваться электронной системой легко и удобно.
- Не секрет, что многие школьные преподаватели немолоды. Сложно им привыкать к электронным журналам?
- В нашей системе настолько понятный интерфейс, что пользователь все схватывает на лету. К тому же мы помогаем составить базу данных по классам, проводим обучение учителей. Выступаем и на родительских собраниях - для того чтобы познакомить родителей с системой и ответить на возникающие вопросы.
- Знаю, что бумажные журналы и дневники по-прежнему в ходу, двойной работы у учителей не получится?
- Наоборот, классному руководителю не нужно в конце недели записывать оценки по предметам на листочки и вклеивать их в обычные дневники. Учителя освобождаются от части школьной отчетности. Завуч и директор могут в любое время посмотреть статистику. Например, успеваемость всего класса или отдельного ученика. Есть возможность распечатать все данные. К тому же с журналом и дневниками можно работать не только в школе, но в любом месте, где есть выход в Интернет.
- А что нужно родителям, чтобы просматривать дневник ребенка?
- Выход в Интернет с компьютера или мобильного телефона. Они могут зайти в дневник ребенка, увидеть расписание занятий, домашнее задание, оценки, замечания, общаться с учителями и администрацией он-лайн - задавать вопросы, что-то уточнять. Согласитесь, обратная связь - это ценно. Опять же, экономия времени - например, едешь в маршрутке с работы, и эти "пустые" десять минут проверяешь дневник. Можно подписаться на рассылку по электронной почте. А для тех, у кого Интернета нет, информация придет в виде смс на сотовый телефон. За пользование электронным дневником родители вносят абонентскую плату, но в целом эта услуга добровольная. Для того, чтобы родители имели возможность оценить удобство наших услуг, им предоставляется тестовый период - 30 дней.
- Надежно ли защищена база данных?
- Защита сильная. За два года работы системы взлома не было ни разу. Другое дело, что ученик может узнать логин и пароль учителя или родителя. Но тут надо проявлять бдительность.
Кстати, у ученика, родителя, учителя или администратора есть доступ только к тем данным, на которые он имеет право. Увидеть информацию другого пользователя невозможно. Так, ученик может посмотреть только свой дневник, родитель - успеваемость своего ребенка, учитель - только те классы, где он ведет уроки, администратор - данные по своей школе.
- Какая польза от электронного дневника ребенку?
- Всегда под рукой расписание, точное домашнее задание, выставленные оценки. Если произошли изменения - например, в расписании - тебя предупредят через мобильный телефон или по электронной почте. На сайте есть библиотека художественной литературы, переводчик текстов, видеочат. Недавно была реализована возможность дистанционного обучения, что немаловажно, например, в период карантина или в случае болезни ребенка.
- Электронный дневник не позволит сохранить в тайне прогулы, плохие оценки, замечания. Он более "прозрачен", чем бумажный. Семейных ссор от этого больше не станет?
- Когда родители в курсе школьных новостей - это хорошо. Ребенку не нужно что-то скрывать, волноваться, ждать наказания… Ведь на родительском собрании все тайное станет явным. Теперь родители смогут повлиять на ситуацию, пока не упущено время, без недомолвок все обсудить. У ребенка, в свою очередь, формируется чувство ответственности за свои поступки, он становится более прилежным. Электронный дневник заводят не с целью тотального контроля ребенка, а чтобы наладить взаимосвязь между детьми, родителями и школой
АРТЕМ СЕМЕНОВ, ученик 9 "Б" школы № 51: "Не сказать чтобы в классе все были рады электронным дневникам, но против тоже не были. Мне электронный дневник понравился. Пользоваться им легко, любой справится, даже кто только начал пользоваться компьютером и Интернетом. Удобно, когда болеешь, не нужно звонить одноклассникам и брать расписание или домашнее задание - все есть в системе. Ведь бывает, кто-то что-то напутал, не записал - и ты не подготовился. А теперь случайных двоек нет. Освоил электронную библиотеку: нужно было по литературе сделать доклад по автору - нашел, что необходимо. Пользуюсь чатом - можно разговаривать как с одноклассниками, так и с ребятами из других школ и городов. Да и для родителей удобно - не все показывают бумажный дневник, а так смс с оценками приходят регулярно".
ЕЛЕНА СЕРЕДА, заместитель директора по учебной работе школы № 51, классный руководитель: "Четвертый месяц используем эту систему. Сначала опробовали на двух классах, сейчас подсоединился третий. У классного руководителя на заполнение журнала уходит пять-семь минут в день: выставляем оценки, записываем замечания и домашнее задание. От бумажных журналов можно безболезненно отказаться - всегда распечатаешь электронный. Надо предупредить о карантине, родительском собрании - делаю массовую рассылку. В конце дня родители получают смс с оценками. Единственный минус - инертность родителей. Некоторые отказываются пользоваться системой".
АРТЕМ ВАНЮКОВ, директор школы № 4: "В нынешнем учебном году наша школа работала с компаниями, предоставляющими услуги электронного дневника. И этот опыт удачным назвать нельзя: родители получали информацию несвоевременно, деньги долго "шли" на родительский счет, не было квалифицированной технической поддержки. Вывод один: эти компании-однодневки созданы ради наживы, ни о каком профессионализме говорить не приходится. Сейчас сотрудничаем с компанией, которая нас устраивает: понимание наших запросов, своевременный отклик при возникновении проблем, терпеливое отношение к участникам образовательного процесса в период освоения системы и работы во время тестового периода, различные возможности взаимодействия учащихся, родителей, педагогов, администрации школы".