Это главный музей Магнитки не только по статусу, но и по широкой, разноплановой работе, требующей больших знаний, высокого профессионализма и любви к делу.
Все, что отражено в экспозиции и в отдельных тематических выставках, дает возможность магнитогорцам познать и полюбить малую родину. Особенно это важно для молодежи нашего города. Такие познания формируют патриотизм и гражданскую позицию, повышают уровень образованности и нравственности. Наш замечательный историк Н. Карамзин в свое время писал, что "добрые россияне" обязаны следовать "правилу государственной нравственности, которая ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному".
О музее мы говорим с его директором, заслуженным работником культуры Российской Федерации Александром ИВАНОВЫМ. Он - музыкант по образованию, коллекционер по увлечению - уже более десяти лет руководит городским музеем. Ему - слово.
- Магнитка - явление уникальное во всех отношениях: и по месту расположения, и с точки зрения градостроительства, и по значимости для страны металлургического комбината… Все эти аспекты должны быть отражены в музее. Случилось так, что долгое время не существовало постоянно действующей экспозиции - ограничивались тематическими выставками. Созданию основной экспозиции предшествовала очень большая и серьезная работа научных сотрудников, фондовиков, привлекали известных художников города. Постоянное последующее обновление стендов позволяет нашей экспозиции быть современной и актуальной. А то, что в канун 65-летия со дня основания музея в наш адрес пришла правительственная телеграмма из администрации президента России, дает нам основание думать, что наша работа - успешна и замечена не только в рамках города, - говорит Александр Александрович.
Начиналось все в 1944 году. 31 августа исполком Магнитогорского Совета депутатов трудящихся принял решение об организации краеведческого музея в городе. Через год постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР решение города было утверждено. Постановление подписал председатель Совета Народных Комиссаров А. Косыгин.
В мае 1946 года открывается первая экспозиция краеведческого музея, состоящая из раздела о Великой Отечественной войне и выставки "История горы Магнитной"
Первые шаги по краеведческой работе были сделаны гораздо раньше официальной даты открытия музея. Во время строительства меткомбината при проведении земляных работ часто находили предметы старины, древние могилы, кости животных. В 1936 году вышел приказ начальника комбината А. Завенягина, в котором говорилось: "Учитывая громадное значение находок в деле освещения прошлого района Магнитогорска в части геологической и материальной культуры прошлого, приказываю: всем начальникам участков и прорабам при нахождении каких-либо ископаемых животных и археологических остатков немедленно сообщать о таковом директору музея комбината Петрожицкому и в геологический отдел комбината".
Коль скоро речь зашла о находках из далекого прошлого, слово предоставим Галине СТАРИКОВОЙ, старшему научному сотруднику, главному экспозиционеру музея. Здесь она с 1988 года. Закончила Челябинский госуниверситет, получила профессию историка, специализация - археология. Ученица Б. Здановича, еще будучи студенткой, участвовала в раскопках Аркаима, Синташты… Темы, разработанные ею в музее, разные: от истории станицы Магнитной до православия в Магнитогорске. Но особая ее любовь - археология.
- Галина Ильинична, когда вы пришли в краеведческий музей, археология здесь уже была как-то представлена или пришлось начинать с нуля?
- Были и достаточно серьезные наработки. В 1948 году в окрестностях Магнитогорска известный в стране археолог К. Сальников исследовал десятки памятников бронзового и раннего железного веков. Работали здесь и другие археологи: О. Бадер, Г. Матюшин, Ю. Рыжов... Так шаг за шагом складывалась мозаика нашей истории с эпохи палеолита до средневековья.
- Как часто выставляется этот материал?
- Не часто. Но в этом году у горожан будет возможность познакомиться с археологическими памятниками окрестностей Магнитогорска на основании нашего музейного материала.
- В чем вы видите главную задачу такой спецэкспозиции?
- Дело в том, что история города у нас официально начинается с 1929 года. А ведь до города здесь были и крепость, и станица. И вообще, здесь человек жил издревле. Не изучая те древние времена, мы просто-напросто себя обедняем. Это во-первых. Во-вторых, со знанием о далеком прошлом нашего края мы как бы входим в контакт со всеобщей историей планеты. Например, изучая Аркаим, мы вспоминаем и Трою, и Стоунхендж, и египетские пирамиды…
- Галина Ильинична, я знаю, что в стенах музея вы ведете археологический кружок для детей. Это дает надежду, что серьезная, наукоемкая тема, воплощенная в выставке, будет интересна и детям?
- Любую тему можно доступно донести до школьников любого возраста. Тем более - раскрою секрет - что в процессе экскурсии я планирую использовать интерактивный метод познания, например, дать возможность юному экскурсанту попытаться добыть огонь, как это делали древние люди.
Другая очень важная составляющая, без которой невозможно существование любого краеведческого музея, - отдел природы. Более двадцати лет им руководит выпускница биофака УрГУ старший научный сотрудник Людмила СИНЯГИНА. Колоссальные дополнительные знания получают на ее экскурсиях школьники, изучающие ботанику, биологию, географию. Но особый акцент она делает на уникальные особенности нашего края.
- Что это за особенности? - спрашиваю я Людмилу Николаевну.
- Во-первых, гора Магнитная. Уникальнейшее природное явление. Такой горы с богатейшей железной рудой нигде в мире нет. Этот феномен можно изучать бесконечно. Во-вторых, наши степи с редчайшими растениями. В степной зоне у поселка Бреды ученые Уральского отделения РАН открыли совершенно новые виды растений с узкими ареалами, такие, как парнолистник перистый, подорожник Крашенинникова... В чем причина? Загадка!
- Людмила Николаевна, я знаю, что вы увлекаетесь камнями. В музее вами создана выставка камней и изделий из них…
- Да, камни - особое мое пристрастие. Камни - это вечность, философия земли, ее красота.
- Какой у вас самый любимый камень?
- Агаты! Этот камень - тайна, еще не разгаданная учеными. Дело в том, что сегодня практически все камни можно выращивать искусственным способом. Все, кроме агата. Он создается только в природной среде и тем уникален.
Выставки - одна из основных форм работы музея. Если проводят выставки, значит, активно ведут научные исследования. Стационарная экспозиция дает общую историческую картину края. Другое дело, когда подробнее исследуется какой-то пласт истории, который в основной экспозиции только обозначен. Именно такая работа чаще всего выливается в специальные выставки.
30-40-е годы - раздел в экспозиции большой и важный. Занимается этой темой старший научный сотрудник Татьяна Фатина, автор этих строк. Исследовать этот период можно бесконечно, находя скрытые или закрытые - до определенного момента - факты. Так случилось с темой о спецпереселенцах. К 80-летию Магнитогорска была подготовлена выставка "Подсистема страха" о репрессированных. Скажу, что главным моим открытием в процессе работы над выставкой стали люди. Настрадавшиеся, но не сломленные, они все состоялись в этой жизни. Удивительно приветливые и открытые - с готовностью откликнулись на просьбу предоставить музею свои архивы или бережно хранимые с тех пор памятные предметы. В результате на выставке оказались уникальные вещи, хранящие дух семьи и особого тепла. Чего только стоит мусульманский молельный женский коврик, чудом сохранившийся в те безбожные годы. Или детское платьице, сшитое из лоскутков. Или свадебное платье… Отрадно, что выставка пользовалась успехом и имела многочисленные отклики.
Очень сложный для осмысления отрезок истории - послевоенный и постсоветский период - исследует ученый секретарь музея Виктор Котлов. На его счету много выставок, темы которых имеют сегодня неоднозначное звучание. Например, о комсомоле, о советской геральдике, о советских вождях… Чтобы говорить об этом, надо проявлять важные качества. Во-первых, быть деликатным, ибо для старшего поколения советское время дорого, это их прошлое, их жизнь. С другой стороны, надо уметь правильно донести тему для молодежи, которая понятия не имеет, что такое советская власть. Все это доступно В. Котлову в полной мере. Владение колоссальными знаниями о том периоде - и в области политики, и в области международных отношений - позволяет ему быть не только интереснейшим экскурсоводом и рассказчиком, но и непревзойденным аналитиком исторических событий. Надо отметить, что он эрудит не только в сфере исторической, но и во многих других. Редко какой-то вопрос к нему остается без ответа. Чаще всего он отвечает сразу, в достаточном объеме и, что важно, - достоверно.
Очень значимым отделом Магнитогорского краеведческого музея является литературный отдел - музей-квартира поэта Бориса Ручьева. Надо сказать, это единственный в области литературный музей. Возглавляет его старший научный сотрудник Наталья ТРОИЦКАЯ. Активный характер, любовь к делу, глубокое знание предмета, огромные организаторские способности позволили ей сделать из музея Ручьева своеобразный литературный центр Магнитки.
Первая ее забота - дети. Педагог по образованию, она может для любого возраста и экскурсии по музею, провести и интересный литературный урок.
Как научный сотрудник, она не прекращает исследовать биографию Бориса Ручьева. А, казалось бы, все уже о нем известно…
- Есть еще в его биографии белые пятна, - рассказывает Наталья Григорьевна. Например, мы знаем о его ссылке на Колыму. Но есть вопрос и пока без ответа: почему он там провел лишние полтора года? Над этим надо работать.
- Расскажите, что такое музей Ручьева для магнитогорских литераторов?
- Дом родной! Те, кто знал поэта при жизни, говорят, что в кабинете практически ничего не изменилось. Дух Ручьева здесь присутствует. Поэтому с удовольствием откликаются на проведение у нас литературных гостиных, уроков, просят организовать презентации книг, юбилейные встречи… Это подтолкнуло меня создать новую экспозицию "Магнитогорск литературный". Сюда вошли известные писатели - выходцы из Магнитки и наши современники, молодые авторы.
- Наталья Григорьевна, я знаю, что, если обращусь к вам "профессор Троицкая", то не ошибусь…
- Я сотрудничаю с общественной академией туризма и краеведения в Москве уже несколько лет. В 2000 году меня приняли в эту организацию и присвоили звание профессора. С 2002 года - я член-корреспондент академии.
У Натальи Троицкой есть еще один диплом, который она получила из рук известного российского писателя-магнитогорца Николая Воронова. Это диплом члена-корреспондента общественной академии литературы в Москве. Известно, что Николай Воронов редактирует литературный журнал "Вестник российской литературы", который издается благодаря спонсорской поддержке Магнитки. Наталья Троицкая принимает активное участие в организационной работе по созданию сборника. Кроме того, в самом журнале она ведет свои рубрики: "Заповеданное слово" и "От станицы до столицы".
Магнитогорский краеведческий музей ежегодно посещают тысячи студентов, школьников, гостей города. Правильно организовать этот поток, развести группы по темам, которые их интересуют, удовлетворить все запросы по исторической и краеведческой информации - всем этим занимается заведующая экскурсионно-массовым отделом Наталья Никифорова.
Из пятнадцати лет работы в музее десять Наталья Георгиевна руководит объединением при музее "Урусвати" по изучению наследия Рерихов. Как педагог-психолог, она успешно работает на шефских началах в детском доме № 1. Ежегодные новогодние праздники в стенах музея, конкурсы рисунка на асфальте - ожидаемы детьми-сиротами и приносят им большую радость.
Вообще, работа многих сотрудников музея выходит за его рамки. В основном это - методическая помощь в создании ведомственных музеев и различного рода консультации. Так, благодаря участию В. Котлова заработали музеи в ОАО "Прокатмонтаж" и "Огнеупор". Г. Старикова оказывала помощь в организации музеев в политехническом и строительном колледжах, на калибровочном заводе, в Гипромезе. Ею же был создан музей местного самоуправления в администрации города. Л. Синягина проводила реэкспозицию в музее консерватории, оказывала методическую помощь в создании музея Дома музыки… Воистину - Магнитогорский краеведческий - центр краеведческой, методической, музейной работы в городе. Кроме того, он серьезный аккумулятор интересных, редких предметов музейного значения, другими словами - фондов. Это наиважнейшее подразделение любого музея. Нет фондов - нет музея. Если говорить цифрами, то сегодня в МКМ около 96 тысяч единиц хранения. Это и документы, и фотографии, и объемный материал, и картины… Все должно быть правильно обработано, задокументировано и надежно сохранено.
Фондовыми делами в музее занимаются А. Ибрагимова, И. Оленина, А. Пивень. Но главное лицо здесь Надежда Иванова, отдавшая этой деятельности почти 50 лет. Практически вся ее трудовая деятельность связана с магнитогорским музеем. А в должности главного хранителя она с 1970 года. Главное, что она проповедовала всегда и проповедует сейчас, - это порядок. В свое время она реализовала собственную идею - систематизацию экспонатов по разделам. Сегодня ее система совершенствуется, расширяется: ведь поступления не прекращаются.
- Это с одной стороны, - говорит Надежда Ивановна. - А с другой - сегодня часть научно-вспомогательного фонда мы вынуждены переводить в основной. Ведь все проверяется временем. В минувшие годы трудно было определить, насколько ценным будет какой-то экспонат в будущем.
Вот так премудростям фондового дела Н. Иванова учит своих преемниц. Да и сама она со своим богатым жизненным и профессиональным опытом - "раритет", если можно так сказать по отношению к человеку. И если посмотреть ее личный архив, то мы и там найдем предметы музейного значения. Например, знак Министерства культуры "За отличную работу" или грамоту, подписанную министром культуры Е. Фурцевой, как и полагалось в то время: "За успехи в соц. соревновании"…
Вот такой коллектив формирует "историческое лицо" Магнитки.
И вновь слово - директору музея:
- В музее есть специалисты, без которых подготовка материалов для выставок была бы невозможна. Я имею в виду компьютерную обработку старых фотографий, ветхих документов и газет программистами К. Ивановым и Е. Ивановой. Необходимым помощником научных сотрудников является художник музея В. Катаев. Его работы - это важный акцентирующий и эмоциональный момент экспозиции. Большую административно-хозяйственную работу ведет заместитель директора по АХЧ О. Алферова. Также не могу не сказать добрых слов о смотрителях музея: Т. Митряшиной, Н. Мезиной, Г. Марковой, Л. Калининой, Р. Кудро. Именно от их внимания и ответственности зависит порядок во время экскурсий и сохранность экспонатов. Чистоту в музее обеспечивают Ф. Санникова и О. Шнайдер. Сантехническое оборудование в порядке поддерживает В. Кравченко, электрическое - В. Курбыка.
За преданность делу и высокий профессионализм хочется добрым словом вспомнить старшего научного сотрудника А. Мартынову, которая верой и правдой служила краеведческому музею долгие годы, а также столяра М. Ноздрачева, незаменимого помощника в любом музейном мероприятии, глубоко познавшего и тонко чувствовавшего специфику оформительского дела...
Забота руководителя - не только настоящее музея.
- Городской музей - это своеобразная визитная карточка города,- говорит Александр Иванов. - Ведь гостей разного уровня прежде всего ведут к нам. Мы делаем многое, чтобы музей действительно был такой визитной карточкой. Но не все зависит от нас. Случилось так, что наш музей после того, как переехал на правый берег, кочевал по неприспособленным помещениям. Сначала это была бывшая столовая, теперь "живем" в магазине… Сегодня в стране большое внимание оказывается музеям, их воспитательной роли. Уверен, легендарная Магнитка заслуживает того, чтобы здесь было построено новое, достойное здание музея с достаточными площадями для хранения фондов, размещения экспозиции, удобными рабочими кабинетами для сотрудников, современным оборудованием и мебелью.
Хочется верить, что придет то время, когда эта проблема будет решена.