Вначале многие жители восприняли смену руководства настороженно, боялись, что лучшие традиции будут утрачены, присматривались к новому директору. Но вскоре поняли, что работа управляющей компании только улучшается. Не случайно именно А. В. Морев и возглавляемая им управляющая компания одни из первых получили лицензию, что можно воспринимать как высокую оценку работы управляющей компании. Именно поэтому нам интересно посмотреть на работу этой управляющей компании.
Подомовой учет: прозрачность добавляет доверия
Первый шаг, который сделал Андрей Витальевич Морев - это введение подомового учета. Мы все платим по статье "Содержание и текущий ремонт жилья", и управляющие компании работают только на средства, полученные по этой статье. Но далеко не всегда мы, рядовые жители, можем получить внятный ответ от своей управляющей компании - на что именно потрачены средства, сколько осталось на счете дома и есть ли такой счет вообще.
Надо отметить, что законодатель не обязывает УК ни собирать деньги на отдельные счета, ни вести отдельный учет, и именно этим и пользуются не особенно порядочные управляющие компании.
А. В. Морев ввел подомовой учет всех поступающих денежных средств по статье "содержание и текущий ремонт жилья". Для этого на каждый дом была заведена специальная карточка, в которую заносятся все работы по дому с указанием ее стоимости - от уборки подъезда, до замены труб, ремонта крыш, работ на придомовой территории. Фактически все работы по многоквартирному дому делятся на два вида: постоянные - это уборка подъезда и придомовой территории, подготовка к отопительному сезону и т. д., и непостоянные - различные ремонтные работы. Но если с работами в доме вопросов не возникает, то с работами во дворах, на детских площадках возникают. Как правило, двор окружают несколько домов, а площадках, особенно современных, гуляют дети из разных домов. Тем не менее, было принято решение "разбрасывать" потраченные средства на ремонт, благоустройство дворов поровну на дома, которые окружают площадку.
В фойе управляющей компании вывешен прейскурант стоимости всех видов работ. В конце месяца подводится итог работы - сколько средств поступило, сколько истрачено, что осталось. В результате - прозрачность в учете и отчете, управляющая компания получила возможность ответить на любой вопрос и с точностью до копейки отчитаться перед жителями, а жители наконец-то могут отследить, на что именно уходят их деньги. Необходимо добавить, что прежде чем учесть расходы по дому, акты на выполненные работы подписывают представители домов - члены советов домов. Все акты хранятся в отдельной папке на каждый дом. Одним словом, все по поговорке: точнее счет - дольше дружба. Прозрачность в отношениях только добавляет доверия жителей к управляющей компании.
Платим только за то, что потребили
Платежи за ресурс - тепло и воду - составляют львиную долю всех платежей за ЖКУ. Особенно много вопросов возникает по счетам за теплоэнергию в домах, где стоят общедомовые приборы учета тепловой энергии, так называемые теплосчетчики. Сегодня оплата за теплоэнергию может производиться по двум вариантам. В первом случае жителям выставляется платеж по среднегодовому показателю за прошлый год, а в конце отопительного сезона (или начале следующего) приходит квитанция с перерасчетом, чаще всего с доплатой в несколько тысяч рублей. В прошлом месяце многие горожане были "осчастливлены" дополнительной квитанцией в несколько тысяч рублей. И управляющая компания права - все по счетчику, все в рамках закона. И есть второй способ - ежемесячно выставляется оплата по показаниям теплосчетчика. В этом случае в каждом месяце разная сумма, в осенние - небольшая, а в зимние может существенно вырасти. Каждый способ имеет свои плюсы и минусы, но Андрей Морев выбрал второй способ - выставлять оплату по факту, способ более прозрачен, но вызывает недовольство у жителей в те месяцы, когда сумма к оплате выше, чем ожидалось, приходится подробно объяснять, сверять показания приборов учета. Во многом директору помогает специальная программа - все показания приборов учета теплоэнергии выводятся в онлайн-режиме на компьютере, поэтому, чтобы увидеть показания, не нужно ходить по подвалам. Также в автоматическом режиме показания передаются и в трест "Теплофикация". Да, этот способ оплаты более сложный, но полностью исключает возможность для управляющей компании воспользоваться чужими деньгами, жители платят только за то, что реально потребили.
Наш дом начинается со двора
Через двор мы ходим ежедневно на работу и с работы, во дворы выходят мамы и бабушки с малышами, поэтому очень важно, чтобы они были ухоженными, но отдельно на это средств не предусмотрено. К сожалению, очень многие управляющие компании отказываются от благоустройства дворов, ссылаясь на то, что это не их работа и средств нет. ЖРЭУ-2 приходится изыскивать средства за счет разумной экономии, и в этом очень помогает тот самый подомовой учет. Грамотное руководство позволило только в прошлом году уложить 800 кв.м асфальта на дворовые дороги, сделать очень качественный ремонт подъездов в нескольких домах, произвести ограждение палисадников, решить проблему освещения дворов. Этой зимой для детей отремонтировали и регулярно заливали две хоккейные коробки, чтобы ввести в строй обе хоккейные коробки, на одной пришлось своими силами восстановить освещение. Да, пришлось потрудиться, но зато какая радость была для детей! В этом году произвели санитарную обрезку деревьев по всем заявкам жителей, уже закупили все необходимое для ремонта скамеек, детских площадок, побелки бордюров и деревьев. Весной, впервые за много лет, будет произведено озеленение дворов. Одним словом, дворы должны быть ухоженными, как бы трудно ни было.
Но ЖРЭУ-2 и ее директор А. Морев решили не ограничиваться только благоустройством дворов. Ведь детские садики и школы также нуждаются в хозяйственной помощи - вывезти мусор, помочь навести порядок во дворе, сделать пешеходную дорожку. Именно с такой просьбой к Андрею Витальевичу обратилась председатель ТОСа № 10 Н. А. Шеметова: долгие годы дети ходили в школу № 1
бок о бок с машинами, которые автовладельцы ставили в несколько рядов, вплотную к школьному забору. Нужно было сделать асфальтовую дорожку и оградить ее. А. В. Морев принял решение оперативно - буквально за неделю сделана асфальтовая дорожка с ограждением и газоном.
Вот так и складываются будни директора управляющей компании, стремящегося работать честно и открыто. Очевидно поэтому ЖРЭУ-2 оказалось одной из первых управляющих компаний, получивших лицензию.