В Златоусте скоро совсем не будет кондукторов, продавать билеты поручили водителям. Для пассажиров, которые предпочитают безналичный расчёт, на поручнях установили валидаторы - устройства для считывания проездных и банковских карт. Опыт соседей перенимает Челябинск. А вот в Магнитогорске не спешат исключить "человеческий фактор". Но всё-таки планируют.
Как сообщил директор Маггортранса Егор Тимофеев, убрать кондукторов из трамваев в одночасье предприятие не может. Такое решение в реформировании городских пассажирских перевозок станет "революцией". Маггортрансу же нужна "эволюция".
Об установке валидаторов можно будет говорить лишь тогда, когда увеличится доля безналичной оплаты за проезд. Сейчас это всего 15 процентов от общего количества платёжных операций. Причём без учёта льготников - пассажирского костяка.
Чтобы безнал стал востребованным, перевозчик, хотя это и звучит парадоксально, постепенно перестанет выпускать проездные билеты. Взамен начнёт эмитировать транспортные пластиковые карты, деньги на которые можно зачислять в терминалах, а банковские карты приравняет к проездным с соответствующими скидками.
- Полностью ввести безналичный расчёт постараемся до конца 2017 года, - сказал Егор Тимофеев. - Резких движений делать нельзя, люди должны спокойно освоить новую систему оплаты. Если они почувствуют, что это удобно, начнём монтировать в вагонах валидаторы. И только после того как пассажиры окончательно привыкнут к самообслуживанию, откажемся от кондукторов. Придётся устанавливать и турникеты, потому что без них в трамваях будут ездить одни зайцы.
Директор Маггортранса отметил, что сейчас предприятию кондукторов не хватает. Штат укомплектован на 40 процентов, есть 80 вакантных мест. В свободное время кондукторами подрабатывают водители трамваев, путейцы и люди со стороны. Профессия не популярна из-за тяжёлого труда и низкой заработной платы. Когда валидатор и турникет заменят человека, кондукторов, скорее всего, переведут в Маггортрансе на другие должности. Поручат ли водителям продавать билеты за наличные деньги, Тимофеев ответить затруднился. Очевидно, что в этом случае соблюдать график движения и не допускать заторов будет сложно. И как быть, если всё-таки на оплату проезда есть только наличные, а в вагон попасть можно через турникет? Станет ли турникет эффективным - в метро вот везде турникеты, но молодёжь через них перепрыгивает и даже проползает под ними. Вообще способов бесплатно преодолеть турникет немало. "Хронические" безбилетники щедро делятся ими в Интернете. Но одно дело - турникет в подземке, другое - в вагоне трамвая. Потребуется особый негабаритный агрегат, который не будет причинять неудобства пассажирам в часы пик. Иными словами, чтобы в эволюционном процессе не было сбоев, Маггортрансу придётся учесть множество нюансов. По предварительной смете модернизация вагонов обойдётся в 120 миллионов рублей. Срок окупаемости в идеальных условиях составит три года, резюмировал Егор Тимофеев.
Как сообщал ГТРК "Южный Урал", челябинские транспортники отправились в Златоуст, потому что опыт самообслуживания пассажиров видится им "экономическим оздоровлением". В интервью телеканалу директор златоустовского Автохозяйства Андрей Копорушкин, в чьём ведении находится и электротранспорт, сказал, что внедрение бескондукторного метода прошло успешно. Единственная загвоздка - пассажирам приходится приобретать билеты у водителя, но этот вопрос решают. Полностью перейти на новую систему оплаты проезда планируют к началу весны. Поставят ли подобный эксперимент на челябинцах, измученных несовершенством транспортной системы, - вопрос открытый, подчёркивают в сюжете. К тому же, какие только способы борьбы с безбилетниками в Челябинске не внедряли, ни один не прижился.
На страницах "Златоустовского рабочего" Копорушкин отметил, что от кондукторов отказались трамвайные хозяйства Владивостока, Сыктывкара, Новосибирска, Ростова, Хабаровска, Казани и Оренбурга.
Ваше слово, господин валидатор.