ПРОЧИТАЛ в газете «ММ» статью «Чердак по-французски» и решил снова написать о магнитогорских мансардах, хотя десять лет как бросил заниматься этой проблемой. В се-редине 90-х годов я опубликовал в «МР» свои размышления, назвав статью «Последний раз о мансарде». Тогда я по-нял, что проблема до лучших времен будет закрыта. В городе мансарды никому не нужны. И вдруг статья о мансардах. Стало обидно за Магнитку, когда я узнал, что в городе «...ни одной мансарды так и не построили», хотя и занимались этой проблемой десятилетиями. А ведь Магнитка всегда была в передовиках по внедрению в городскую среду ми-ровых новшеств, будь это на комбинате или стройке, в искусстве или спорте.
В строительстве мансардных жилищ мы тоже были одни из первых. Это был период, когда многие поняли, что комму-низма нам не видать, что постсоветский человек может проживать и в чер-дачном пространстве, оборудованном под жилье, тогда как в совет-ское время проживание в таком жилище считалось недостойным. А о мансар-дах, как об одном из типов жилья, знает любой профессиональный архи-тектор достаточно много еще со студенческой скамьи. Известно, что Франция была не первой в применении чердачных помещений для жилья. До нее много веков назад люди использовали это пространство, в том числе и в Древней Руси.
В Магнитке был период, когда все жилье от комбината перешло в го-род. Прошла приватизация квартир. Сократилось строительство капи-таль-ного жилья. Появились жилищный и гражданский кодексы, регламентирующие проживание в многоэтажных домах. В Россию хлынули иностран-ные фирмы, выпускающие достаточно хорошие строительные конструк-ции, которые позволили повысить качество строительных работ. Одна из таких фирм предлагала новый герметичный тип окна, которое можно расположить на наклонной поверхности и быть уверенным, что сквозь него в помещение осадки не попадут.
Это был тот период, когда мэру города и руководству ле-гендарного треста «Магнитострой» можно было принять долговременную программу по реконструкции двухэтажных жилых домов в Ленин-ском районе с целью строительства в чердачных пространствах мансард, и обеспечить жителей города дешевым жильем. Каждый подъезд давал 500 кв. м площади для квартир. Чердаки теплые, поскольку в них проходит система отопления, согревающая наружный воздух. В них существует раз-водка воды и канализация. Есть электричество, лестничный подъем на чердак. Экономические подсчеты в бизнес-плане и первые про-екты, выполненные фирмой «АСМА», доказывали высокий эффект такого строительства. Но Магнитка по климатическим условиям не Франция, и копировать ее мансарды для нашего резко континентального климата было пустым делом. Здесь нужна была поддержка руководства города и эксперимент.
Мой поход к тогдашнему главному инженеру треста «Магнитост-рой» В. Аникушину не дал результата. Не одобрил программу эксперимента и мэр города. Но откликнулась набирающая мощность строительно-монтажная организация «Прокатмонтаж», которую возглавлял В. Чирков. Благодаря его настойчивости и энергии мансардный экспери-мент начали реализовывать. Были подобраны жилые дома, разработаны проекты мансардных этажей. С огромным трудом было подписано распоряжение мэра на право устройства мансард в домах Ленинского района. Различные согласующие служ-бы ужасно сопротивлялись. Десятки раз ходили мы по инстанциям, где каждый чиновник пытался доказать не-возможность устройства мансарды в эксплуатируемом здании да еще без выселения жильцов. Делали уйму замечаний с целью наложить свое ве-то. Тем не менее, на улице Горького, 11 была построена первая ман-сарда, куда вселились работники «Прокатмонтажа». Были построены в городе на свой риск и частные мансарды. Так что не права корреспондент Евгения Шевченко, что Магнитка оказалась в стороне.
То, что съездили и посмотрели мансарды в Альметьевске, думаю, на пользу. Мы, например, в свое время ездили в Москву и Подмосковье, чтобы оценить их эксперимент, который протекал одновременно с нашим. В Магнитку приезжали члены Российской академии архитектуры и строительных наук из Москвы, чтобы увидеть нашу деятельность и соста-вить список трудностей, которые нам удалось преодолеть, обещая, что в новом жилищном кодексе будут ликвидированы пробелы, мешающие уст-ройству мансард.
Может, теперь у нас продолжат строительство мансард, а заод-но и капитальный ремонт протекающих крыш и дырявой сантехники. К тому же сегодня мы имеем уже продолжительный период эксплуатации экспериментальных мансард, в том числе и част-ных. Прежде чем приступать к проектированию новых мансард, необходимы исследования, чтобы учесть те недостатки, которые выявились в процессе эксплуатации.
Желаю успехов новому руководству города, но с оговоркой – не насту-пите дважды на те же грабли.
От редакции: изначально в материале «Чердак по-французски» о строительстве мансард мы планировали предоставить слово начальнику управления архитектуры Владимиру Хорошанскому. Однако он отказался дать информацию из-за критических материалов, которые выходили о нем ранее в «ММ». Кстати, при этом он нарушил 4 часть 29 статьи Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Из-за этой «государственной тайны» читатели «ММ» могли не узнать о том, что в Магнитке была построена одна из первых в России мансард. Хорошо, что Владимир Федосихин ликвидировал белое пятно на карте Магнитки.