МНОГО ВОДЫ утекло с той поры, как в 2003 году по соглашению между московско-питерским ОАО «Энергомашкорпорация» и администрацией города в Магнитке, невдалеке от АЗС «Красная», началось сооружение первой газотурбинной ТЭЦ.
А предполагалось, что между стартом и финишем на строительстве этого важного для города объекта воды должно было утечь гораздо меньше. Типовой график сооружения рассчитан был на два года. В принципе, можно было и побыстрее. Но, увы, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Поначалу станция росла на глазах. Однако затем сооружение ее резко замедлилось из-за всевозможных согласований по поводу прокладки газопровода. Хотя, казалось бы, какие проблемы? Есть проект газопровода от газораспределительной станции № 2 до строящейся ГТ ТЭЦ длиной 3250 метров. Он прошел экспертизу промышленной безопасности, его трасса согласована с администрацией города и со всеми организациями, имеющими к нему какое-либо отношение. Строй да строй. Однако в результате появился ордер на земляные работы и прокладку газопровода на участке протяженностью 2400 метров.
На остальные 850 метров «положил глаз» Магнитогорскмежрайгаз, который предлагал построить трубу за свой счет, а затем отдать ему ее в лизинг. Он пытался доказать, что это обернется выгодой для города. Но Энергомашкорпорация с аналогичными притязаниями при схожих обстоятельствах уже сталкивалась и знает, во что могут вылиться в этом случае благие намерения. В Белгороде, построив аналогичную газотурбинную станцию, дали возможность организации, занимающейся перекачкой газа, «зацепиться» за кусок газопровода в несколько десятков метров. Получив его в собственность, эта структура сразу резко взвинтила цену за прокачку газа, что, естественно, сказалось на себестоимости вырабатываемой станцией электроэнергии, а значит, и на тарифах для населения. Поэтому Энергомашкорпорация не проявила желания отказаться от права собственности на будущий газопровод.
Наконец, после вмешательства главы города Евгения Карпова дело опять пошло на лад: на местном уровне в общем-то все проблемы удалось «разрулить», наметили было к осенне-зимнему сезону 2006–2007 ввести станцию в эксплуатацию. Да вдруг, как гром среди ясного неба, почти «форс-мажор»: ОАО «Газпром» не желает дать согласие на использование газа в качестве топлива для ТЭЦ. ОАО «ГТ ТЭЦ Энерго» – дочерняя фирма Энергомашкорпорации, заказчик строящейся в Магнитке станции – шлет в адрес Газпрома обращения с просьбой согласовать использование газа, а оттуда методично отвечают отказом. И процесс опять зашел в тупик.
Между тем первая в городе газотурбинная ТЭЦ – подлинно инновационный проект ОАО «Энергомашкорпорация», в реализацию которого город не вкладывает ни рубля. По соглашению с корпорацией в течение трех лет после пуска вырабатываемая станцией энергия должна поставляться на 10 процентов дешевле, чем на ФОРЭМе. Затем вполне возможно дальнейшее снижение тарифа. Но в этом году станция опять не войдет в строй действующих, могут состояться только пуско-наладочные работы. В октябре планируется холодный пуск: подадут на генератор электроэнергию и прокрутят его в режиме двигателя на полную мощность. Без газа. Для проверки механической части. Это можно было сделать намного раньше, но злополучного газопровода все нет, а без него спешить нет никакой необходимости.
– Городу, как я понимаю, особенно новым районам, нужна тепловая энергия, причем даже больше, чем электрическая, – говорит руководитель дирекции строящейся ТЭЦ Евгений Дворянчиков. – Трест «Теплофикация» разработал программу переброски тепла в южные районы, а наша ТЭЦ, которая уже включена в областную программу обеспечения населения доступным жильем, может покрыть возникающий дефицит тепла по месту своего расположения. Однако нам «потихоньку» не дают закончить строительство. Хотя работы с газопроводом в нормальном режиме – на полтора–два месяца. Челябинская газовая компания не согласует пересечение нашим строящимся газопроводом своего газопровода, который идет как ввод на город с ГРЭС-2. А без газа станция работать не может. Наши заказчики – ОАО «ГТ ТЭЦ Энерго» – шлют по этому поводу официальные письма Челябинскгазкому, а там пишут ответы, не имеющие конкретно к строительству газопровода никакого отношения. Даже выставляли предложение, что не прочь забрать у нас газопровод. В таком случае они будут владеть основным рычагом, диктовать свои условия, и не известно, во что это выльется. А кто же на это за здорово живешь пойдет? Если Челябинсгазком каким-то образом заберет себе газопровод, у нас вырастут затраты на транспортировку газа, что будет отражаться на его себестоимости.
Получается, что, вопреки известной философской аксиоме, строителям станции пришлось дважды вступить в одну и ту же реку. С той только разницей, что согласовательной «запрудой» прежде командовал обанкротившийся «М. газ», а теперь Челябинскгазком. И реальный газопровод в визуально зримом проекте постепенно превращается в виртуальный.
Странно все это…Строящаяся у нас газотурбинная имеет в технической документации отличительную букву «М». Это означает, что здесь будет использована одна из последних новинок отечественного энергомашиностроения – магнитные подушки для ротора. Благодаря им многотонный ротор не на подшипниках крутится, а как бы висит в воздухе, удобно устроившись на этих самых подушках. В результате – ни шума, ни вибраций, ни проблемы нагревания, а значит, отпадает необходимость в системе охлаждения подшипников, в сложном маслохозяйстве, способном загораться. Добавим сюда примененные при строительстве только пожаробезопасные материалы, благодаря чему в итоге здесь стало практически нечему гореть, так что вся станция получилась пожаробезопасным объектом. Да плюс к тому новейшая система тиристорных преобразователей частоты – ноу-хау в масштабах России. И это еще не все.
– Первое время после пуска станцией будет управлять один оператор, а в перспективе предполагается централизованное управление этой и другими подобными станциями из единого диспетчерского пункта в Москве с помощью спутника связи, – вводит в курс менеджер по электромонтажным работам Евгений Морозов. – На сегодня их только в Уральском регионе шесть строящихся и две действующие. Система уже отлаживается. На одной из действующих станций делали пробный пуск из Москвы через спутник. Убедились: система работает.
Это же здорово!.. Но, выходит, даже по сути «на халяву» для города никак не удается ввести станцию в эксплуатацию. Если мы так будем запинаться при строительстве суперсовременных объектов, то скоро нас по всем направлениям обгонит не только Китай, а и какое-нибудь неизвестное дикое племя из джунглей экваториальной Африки.