«Дорогая редакция! Всегда с глубоким уважением относился к почтовым работникам. Многие «советские» годы да и позже принимал как должное свежие газеты по утрам в почтовых ящиках, возможно, не задумываясь о том, каких усилий это требовало от скромных работников, получающих к тому же скромную зарплату, чтобы принести в дом новость, радость, просто насущную информацию.
Но в последнее время работники магнитогорской почты огорчают все больше и больше. Мы уже долгое время не знаем, что такое прочитать «свежую» газету, а некоторые издания не приходят вообще. Причем ссылки на воровство из почтовых ящиков, на которое нередко кивают в почтовых отделениях, несостоятельны: мой «эксклюзивный» почтовый ящик исключает несанкционированный доступ. Скажите, к чему мне «Магнитогорский металл» недельной давности, когда все «горячие новости» я уже услышал по телевидению? Или «Комсомольская правда», «МК» с его приложением с программами ТВ, которые уже прошли в эфире. Спустя семь дней после отправки из Челябинска жене пришло письмо – вызов на учебу, но «паровоз», как говорится, уехал. Трижды обращался к начальнику 45-го отделения связи, дважды – в бюро жалоб почтамта, к заместителю начальника. «Мужайтесь, – говорят, – будет еще хуже». И посоветовали расторгнуть контракт на доставку корреспонденции с магнитогорской «Почтой России», покупать периодику в киосках Роспечати. Считаю, что развал почты – это покушение на государственность страны. Ведь чему большевики учили при государственных переворотах? Главное, говорили они, – овладеть почтой, телеграфом, мостами…» Это письмо Юрия Снегирева, почетного металлурга, лауреата Государственной премии СССР.
Наша газета писала о безобразных случаях с доставкой «Магнитогорского металла» на участках, обслуживаемых некоторыми отделениями связи. И это – далеко не «штучные» инциденты: список попавших в поле зрения «ММ» отделений связи (№ 17, 21, 23, 37, 44) можно расширить. Ответственно заявляю, что мое 49-е отделение связи хронически поставляет «ММ» в почтовые ящики не раньше 17 часов, а то и на другой день. Тогда как имеющий собственную службу доставки «Магнитогорский рабочий» поступает к подписчикам уже в 9–10 часов утра, практически как в «советские» времена. Юрий Снегирев совершенно не связывает эти почтовые катаклизмы с «новым экономическим мышлением». Два года назад он, будучи довольно продолжительное время в Челябинске, имел регулярный доступ к свежей почте уже в 7 часов утра! И недоумевает: даже на «хромом» автомобиле из областного центра можно довести центральную и региональную периодику за 4–5 часов. И тут он не прав, потому как почтовики умудряются даже местную прессу и корреспонденцию мурыжить не только до вечера, но и несколько дней.
Так в чем дело? Со многими, имеющими власть в почтовом ведомстве и с рядовыми работниками, довелось говорить на эту тему. Кругами, вокруг да около, но разговор неминуемо вращался вокруг зарплаты работников почтового труда. К примеру, что можно спрашивать с почтальона, которому платят всего 2200 рублей в месяц? Естественно, если государство делает вид, что платит, почтальон, оператор будут делать вид, что работают. Отсюда – и колоссальная текучка кадров. Дефицит операторов и почтальонов в городском почтовом ведомстве составляет около 30 процентов – точную цифру мне не назвали, но убеждали в том, что особенно не держится молодежь. Только выучится, так сразу же – туда, где посытнее. Например, в городских РКЦ – расчетно-кассовых центрах – так и говорят: мол, почта – наша кадровая кормилица.
Что это – коллапс всей почтовой системы страны? Вроде бы нет, если судить по ведомственным газетам и журналам. Правда, выходящим, судя по мизерным тиражам, сугубо ради самоудовлетворения руководящих товарищей и их покровителей в правительственных кругах. Из недавних корпоративных «Почтовых вестей», «Почты России» можно сделать вывод о всеобъемлющем процветании, взлете этой важнейшей государственной службы. Ни одной проблемы! Оказывается, к нам едут за почтовым опытом со всего мира, во многих городах внедряются самые совершенные технологии, стремительно растет престиж почтового работника.
А ведь это – откровенное вранье. По крайней мере, в отношении Магнитогорска. Да, поступала компьютерная техника, в том числе и интернет-кабины. Для сокращения очередей была попытка внедрить для населения оплату по принципу «одно окно», используя опять-таки компьютерную технику, оснащенную соответствующими программами. Но все – тщетно. Некому все это обслуживать, ремонтировать, осваивать – текучесть кадров. «Другим путем» пошла талантливая молодежь: операторы стали «химичить» во время «просечки» квитанций, к примеру, по коммунальным платежам, прикарманивая суммы поступающей «налички». И пенсионеров, среди которых немало таких, кто «сам себя не помнит», дурачат как хотят. Да и за умерших, бывало, получали деньги.
– А что вы хотите, – спросил меня один немалый в городском почтовом ведомстве начальник, – прав был Иосиф Виссарионыч, сказавший, что кадры решают все. Кто работает «на земле»? Правильно, женщины. Многим из которых просто деваться некуда, вот и держатся за копейки.
Мои собеседники называли как один из выходов из этой ситуации привязку зарплаты к материальной заинтересованности в конкретных результатах труда. Прибавку за определенное количество разнесенных газет, пенсий, оказание услуг пенсионерам по оплате коммунальных и иных услуг, подписку на периодику, страховые услуги и т. п. И чтобы эта переменная часть зарплаты не была символической, а действительно содержала достойный стимул к труду. А что сейчас? Так, на разноске периодики львиная доля приходится на «Магнитогорский металл». Это – около 4,5 тонны каждого тиража газеты, который необходимо перевезти, рассортировать, разнести поштучно каждому из почти 80 тысяч подписчиков быстро, в срок, без потерь. За это почтовое ведомство получает около 18 миллионов рублей. И не намерены мириться с тем, что наша газета приходит к читателям поздно, а то и вообще теряется. И пока мы в довольно миролюбивом тоне уведомили руководство местной «Почты России» о том, что в случае продолжения подобной практики будем вынуждены прибегнуть к штрафным санкциям в соответствии с договором. Во имя читателей. И, поверьте, мало не покажется. А если редакция посчитает, что нужно определяться с иным способом доставки газеты к читателю, потеря для нашего почтового ведомства, думаю, будет невосполнимой. Но дело в том, что эти «металльские» деньги магнитогорские почтовики не видят, все они уходят по «вертикали» в Челябинск. Как в «черную дыру». А оттуда – что возвернут. И Челябинск диктует тарифы на доставку газет.
Почтовое ведомство, привлекшее в последние годы к себе внимание скверной доставкой корреспонденции, периодики, мучительными и унизительными очередями преимущественно из пожилых людей у операторских «окон», по сути, является одной из сфер жизнеобеспечения города, комфортности его граждан. И руководители Магнитки всерьез обеспокоились «здоровьем» нашей городской почтовой службы. По сообщению директора Челябинского филиала ФГУП «Почта России» Владимира Образцова, сегодня работа магнитогорских почтовиков находится на контроле.
А вот начальник Магнитогорского почтамта Владимир Костин 30 октября подал заявление «по собственному».