В каждом филиале - по три-четыре лаборатории с двадцатью кружками. В каждом кружке - все необходимое для работы и занятий техническим творчеством. Регулярно ДЮТ посещали более трех тысяч воспитанников - школьников, учащихся ПТУ и техникумов. И многие из них получили в этих стенах путевку в жизнь, здесь начинался их путь в профессию - на Магнитогорском металлургическом комбинате. Привить ребятам интерес к технике, раскрыть сущность технологического процесса, вырастить достойную рабочую смену, воспитать будущих металлургов было приоритетной задачей ДЮТа, выполнению которой содействовал и комбинат. Зачастую именно в юношеских "металлургических лабораториях", а не в цехах, находились уникальные рабочие станки, на которых мальчишки и девчонки могли узнать полный металлургический цикл, воспроизвести его в комплексе моделей и макетов. Опытные педагоги находились в почете не только у своих воспитанников и их родителей, но и у высшего руководства комбината.
Однако в середине 90-х у Дома юных техников сменился "владелец" - он стал подчиняться городскому отделу образования, который оказался не в состоянии поддерживать техническое творчество на должном уровне. Здания бывших лабораторий арендовали коммерческие организации. Большинство станков, подаренных комбинатом, сдали на металлолом, а заработную плату педагогов урезали чуть ли не до прожиточного минимума, что стало весомой причиной сокращения педагогического состава в разы. Еще через несколько лет само понятие - Дом юных техников - вышло из речевого обихода за неимением структуры, которую оно когда-то обозначало.
В наши дни в Магнитогорске сохранилось всего несколько мест, где продолжают воплощать цели, которые ставил перед собой ДЮТ. Одно из них - кружок "Самоделкин", расположившийся в детском клубе "Исток". Руководитель кружка Алексей Филиппов (на верхнем фото справа) - неоднократный участник ВДНХ, воспитанник ДЮТа, человек, по-настоящему верный своему делу и тем традициям, которые были унаследованы "Самоделкиным" от Дома юных техников. Здесь так же, как и раньше, занятия с детьми проводятся бесплатно.
- Мне не раз советовали некоторые "инициативные товарищи" брать с детей деньги, организовать что-то вроде "классного фонда". Так, мол, уже давно в каждой школе заведено, - рассказывает педагог. - А я после всех этих предложений взял и повесил на стене на самом видном месте Конституцию РФ, где сказано, что каждый гражданин России имеет право на бесплатное образование. С тех пор "коммерсантов" поубавилось. Только вот проблема недостаточного финансирования по-прежнему налицо. Однако сохранить техническое творчество доступным для каждого ребенка - для меня дело чести. Хотя бы потому, что этого уже нет ни в Екатеринбурге, ни в Челябинске. Мы пока держимся.
- Какие еще сохранились традиции?
- Преемственность. Свой опыт мне передал мой руководитель, и теперь все, что наработал за долгие годы, все знания хочу передать одному из своих лучших учеников. Но детей стали воспитывать по-иному - так сказать ориентированными на бизнес. Родители хотят, чтобы их чада выросли крупными начальниками, заняли место в руководящих рядах, и вряд ли найдется хоть один папа или мама, которые поддержат решение ребенка работать педагогом дополнительного образования с зарплатой 5900 рублей. Поэтому не уйдет ли эта традиция вместе со мной, пока не знаю.
- Как организован учебный процесс? В чем теперь заключается техническое творчество?
- Ребята мастерят из дерева или металла, все зависит от того, к чему лежит душа. Кому-то больше нравится создавать деревянные игрушки: выпиливать лобзиком, зачищать детали наждачной бумагой и после при помощи клея собирать их в единый образ. Кто-то предпочитает моделировать роботов или автомобили: вырезать из листа жести, паять, покрывать специальными растворами, чтобы изделие не заржавело. Некоторые умудряются совмещать и первое, и второе. Так ребенок получает первичные технические навыки, проходит начальные этапы профориентации. Многие из моих бывших учеников теперь работают на ММК и считаются грамотными специалистами. Некоторые, освоив техническую специальность, устроились в коммерческие компании. А есть и такие, кто открыл свое дело, так или иначе связанное с техникой. Словом, в жизни всем нашлось место.
- Сейчас в некоторых средних школах появились довольно дорогостоящие лаборатории по LEGO-конструированию, которое ставит перед тобой те же цели…
- Согласен. Процессы обучения у нас во многом схожи. Но все-таки в плане развития технического творчества LEGO нам уступают. Ведь в этих конструкторах детям предлагается работа с уже готовыми деталями, а на наших занятиях все начинается с нуля, разве что дерево воспитаннику предварительно рубить не надо… (Смеется.) Так что ребенок ограничен только своим воображением. К тому же, даже с LEGO школа - все-таки школа, смена обстановки - очень полезная составляющая для обучающего процесса. И мне приятно, что руководители 18-й и 36-й школ в этом с нами согласны: в качестве дополнительных уроков приводят учащихся в "Исток". Ученики в свою очередь приводят к нам своих друзей.
- И сколько детей занимается в "Самоделкине"?
- Всего 65 человек. Но, конечно, по группам, в разные смены. С 1 сентября прошел набор детей, с 10-го числа приступили к занятиям, хотя записаться можно и сейчас.
- Вы сказали, что ребенок в творческом процессе ограничен только своим воображением. А как с материально-технической базой?
- Здесь выкручиваюсь как могу. Пока получается, но с каждым годом достать материал для моделей и макетов становится все сложнее. Станки и оборудование нуждаются в постоянном техническом обслуживании, а ведь все они - еще те, что были подарены ММК и которые удалось спасти в 90-е от сдачи на металлолом. В меру сил и средств не только "Самоделкину", но и всему детскому клубу "Исток" помогает депутат Сергей Король. Хотя, по сравнению с теми временами, когда наша педагогическая отрасль была под присмотром профкома комбината, теперешнее положение дел никуда не годится. Но не отчаиваемся - надежда всегда остается…
Магнитогорский металлургический комбинат - предприятие, находящееся в постоянном развитии: расширяются цехи, вводятся в строй новые производственные мощности. И потому комбинат остро нуждается в пополнении кадрового состава специалистами и просто умелыми рабочими руками. По-прежнему готовит кадры для предприятия сеть учебных заведений. Но, как отметил руководитель "Самоделкина", дети в силу родительского воспитания стали слишком уж бизнес-ориентироваными. Эту проблему по большому счету реально пытается решить только МГТУ: своеобразная профориентация там начала проводиться среди родителей абитуриентов. Взрослым объясняют, что рынок труда переполнен экономистами, менеджерами и юристами, и не все люди способны сразу после вуза стать главными бухгалтерами, начальниками коммерческих отделов и финансовыми директорами, не имея "полезных знакомств". Однако, даже выбрав инженерную специальность, студент зачастую не владеет достаточной базой, чтобы освоить университетскую теорию, не говоря уже о применении ее на практике: средняя школа, увы, "не дотягивает", и репетиторское вмешательство нередко остается бесполезным. Вот преподаватели и просят студентов забыть все, чему их выучили в школе, а затем работодатели - забыть все, чему научили в университете. Совершенно очевидно, что в образовательной цепи одно из начальных звеньев - совершенно слабое. Потому и были ДЮТы на таком хорошем счету, как самая настоящая панацея. Теперь их нет, а промышленные и социальные задачи, которые ими решались, остались. Да вдобавок - расширились в количественно-качественном смысле. Этакий снежный ком, что катится с горки и однажды неминуемо обрушится на наши головы.