"Выигрывает тот, кто успеет до 30 июня". Этот воодушевляющий лозунг рекламной кампании одного из местных автосалонов я перечитываю ежедневно по утрам на автобусной остановке.
И если кто-то думает, что "контрольная" дата - 30 июня - в год юбилея Магнитки авторами слогана выбрана не случайно, готова поспорить: к 80-летию города она не имеет никакого отношения. Боюсь, трудившиеся над этим шедевром рекламного искусства вряд ли вообще помнили о том, что в последний день первого летнего месяца 1929-го года на Магнитострой прибыл первый поезд с молодыми строителями легенды XX века.
Да и как тут упомнишь такой факт, если юбилейная дата в городе не ощущается никак? Слава богу, за месяц до торжества сменили баннер, находящийся в двух шагах от здания городской администрации, а за неделю развесили цветные флажки вдоль трассы по проспекту Ленина. А то, право слово, неудобно было как-то за чиновников, с зимы сообщавших жителям и гостям города о том, что Магнитке в нынешнем году - 79. Год 2009-й - год 80-летия, и настроение у горожан должно соответствовать дате.
Хотя какое уж там настроение, если в середине июня я, водя по Магнитке приехавших на праздники из Москвы и Ижевска родственников, что называется "на пальцах" объясняла им: у нас, мол, нынче юбилей. Племянник, между тем, не выпускал из рук фотоаппарата…
Два дня мы бродили по улицам "старого" города, гуляли по набережной, снимали пограничные стелы между Европой и Азией на Центральном переходе, были у монумента "Тыл-Фронту". В районе "немецких" двориков восхищенные возгласы моих спутников перешли в сплошной восторг, а фотокамера Ивана, по-моему, запечатлевала уже все подряд - от колонн и арок до отделанных плитняком фасадов на фоне летней зелени.
А потом он задал вполне логичный вопрос, ожидая который, я понимала - ответить на него все равно не смогу: "Где можно купить что-нибудь на память о городе?.."
С отсутствием "фирменных" подарков мне приходится сталкиваться регулярно и по роду службы, и в поездках по другим городам. Пару лет назад с большим трудом отыскала достойную вещь для приезжавшей в город своего детства дочери американского журналиста и писателя, одного из первостроителей Магнитки Джона Скотта. Спасибо металлургическому комбинату, выпустившему в свое время фотоальбом, посвященный городу и ММК! Позже Елена Скотт-Уайтсайд написала мне из Америки, что альбом стоит теперь в ее доме на полке среди самых дорогих сердцу книг.
Чуть позже вопрос о том, где можно купить открытки с видами города, я услышала от французского театроведа, члена интернационального жюри фестиваля "Театр без границ" Петера Бу. Тогда, обежав в тщетных поисках ну хоть какой-нибудь жалкой почтовой карточки с каким угодно городским пейзажем, я таки отыскала в одном из частных книжных магазинчиков набор креативных открыток, созданных местными фотохудожниками. Но ведь сколько времени ушло на поиски того, что, по идее, должно лежать на виду у всех в самых людных местах!
Кстати, знаете, что сказал Петер Бу на следующий день? Что остальные члены жюри тоже хотели бы приобрести подобные наборы. Вот только где их продают? Пришлось ответить уклончиво: мол, передайте им, что для этого "места знать надо". А что еще я могла предложить наивному иностранцу, воспитанному в мире цивилизованного рынка? Ну, попыталась бы сказать правду о том, что не принято у магнитогорской власти пиарить родной город с помощью всякого рода печатной продукции типа открыток и буклетов, значков, магнитов, авторучек с символикой города, блокнотов, календарей, закладок… Да мало ли нехитрой "мелочевки" изобретено человечеством для подобных целей.
Ведь "сувенир на память" - вовсе не безделушка, как принято до сих пор считать у нас. Недаром на языке специалистов этот вид продукции называют предметами, служащими делу продвижения положительного образа малой родины. Ведь сама Магнитка и есть единый огромный памятник великой эпохе индустриализации России! Нам есть что рассказать о ее прошлом и настоящем. Нам есть чем гордиться в будущем. А между тем, просто ради интереса пробегитесь по киоскам Роспечати и поспрашивайте продавцов, есть ли у них в продаже что-нибудь с магнитогорской тематикой. В ответ услышите: "Нам завозят только челябинскую продукцию…"
И ведь не то что альтернативы этой самой "челябинской продукции" не существует в природе вовсе. Есть, например, производственное рекламное объединение "ПРОФАРТ", в офисах которого в ассортименте можно увидеть, кроме перечисленных уже магнитов, значков и ручек, настенные календари с часами и календари отрывные, наборы открыток, вымпелы, флажки, футболки, бейсболки и много чего еще, на чем можно запечатлеть символику Магнитки. Сделают это здесь для вас, не теряя времени. Заказчиком может стать как организация, так и частное лицо. Однако, по свидетельству директора объединения Валерия Горькова, с администрацией города с некоторых пор они контактов не поддерживают. Причина - несоблюдение городскими чиновниками обещаний. И потому весь свой "магнитогорский" ассортимент "ПРОФАРТ" выпускает исключительно по собственной инициативе и по заказам тех, кто к ним обращается.
Кроме того, знаю в городе пару частных магазинчиков, торгующих подарками, книгами и канцтоварами, походив по которым, можно не без труда обнаружить в витринах полочку с заветной продукцией. Самая ходовая, разумеется, акриловые магниты с термометрами и без. Есть брелоки, есть кружки, украшенные символом "Европа-Азия". Выпущена даже декоративная тарелка с видом на Центральный переход. Все это делают сегодня в России в любых количествах, был бы заказ. Но, как сказали мне в одном из управлений мэрии, мы не Москва, не Петербург и даже не Екатеринбург. Кого, дескать, может заинтересовать наш город? Как видите, город заинтересовать может. Просто городской власти пора менять стереотипы чиновничьего мышления. А в Петербург или Москву мы превращаем наши города своими руками.
И сувениры на память должны лежать в каждом киоске. Ведь в отличие от магазинов и офисов фирм, они работают даже по воскресеньям и в праздники. Но чтобы он, этот очень ходовой товар, дающий, кстати, быстрый и надежный оборот, там был, нужна всего лишь инициатива городской власти - главного заинтересованного в продвижении положительного имиджа Магнитки промоутера.
От власти же к своему 80-летию Магнитка получила в подарок лишь специально изданный альбом "Фотолетопись Магнитки", в котором опубликованы редкие фотографии и документы из архивов музеев города. Тираж в полторы тысячи экземпляров не оставляет надежды на то, что книга достанется всем желающим. Один том на 70 условных магнитогорских семей - это что-то из области абсурда. Да и в продажу, сказали мне, книга не поступит - разойдется по библиотекам, организациям и VIP-гостям. А ведь было время, когда к каждому юбилею Магнитки на прилавках местных магазинов обязательно появлялось немало книжных новинок, доступных по цене и массовых по тиражам. Нам, магнитогорцам, тоже ведь следует знать и любить свой край.
…Племянник мой, кстати, собирался купить сувениры вовсе не для себя. Для друзей, которые в Магнитке пока не побывали. Традиция у них такая - привозить друг другу из дальних странствий подарки. Что-то вроде дистанционного изучения географии в результате получается. Жаль, что на этот раз "учебные пособия" оказались в дефиците…