Когда узнал, что частным перевозчикам настоятельно рекомендовали уменьшить плату за проезд в маршрутках с 20 до 18 рублей, живо представил, как это будет выглядеть. Водителю, часто и по-русски плохо говорящему, привыкшему считать в уме пятерочками и десяточками, предстояло сдавать сдачу, например, с купюры в сто рублей двум и более пассажирам. Его мозг будет работать на подсчет сдачи, а тут еще внимание нужно, чтобы ехать правильно и безопасно. Ощущение тревоги за судьбы людей само собой закралось в подсознание. На самом деле я даже недооценивал ситуацию…
Обычный будничный день, час пик. Популярный маршрут № 7 катит по улице Советской. Сажусь в маршрутку рядом с водителем на остановке "Курортная поликлиника". Еду в сторону Завенягина. На панели авто включен экран небольшого телевизора с каким-то музыкальным клипом. Сервис, это ты! Водитель левой рукой держит у уха мобильник и болтает на непонятном мне языке тихо, монотонно. Правая рука и рулит, и собирает деньги, и сдает сдачу, так что периодически штурвал работает в режиме автопилота. Даю водителю свои кровные 20 рублей. В это время нас подрезает маршрутка № 18. Резко тормозим. Потом долго не можем выехать из-за потока проходящих сбоку машин. Наконец, впереди стоящая "ГАЗель" трогается. Едем следом за ней. Я получаю свою сдачу, но монета не успевает попасть мне в руку, поскольку срочно понадобилось выравнивать движение машины. Два рубля падают куда-то в район педали газа. Шофер, вместо того, чтобы отдать другую монету, не отпуская приросший к уху мобильник, в поисках потерянного начинает рыться внизу правой рукой. Машина снова в свободном движении. Ощущения непередаваемые! Машина периодически отклоняется от траектории движения. Клип легкой музыкой успокаивает мои напряженные нервы. Я тактично отказываюсь от сдачи, дабы прекратить этот цирковой аттракцион.
Другие пассажиры передают свои кровные, невзирая на то, что водитель явно не успевает за всем происходящим. Я помогаю, передаю деньги пассажиров. Им за нашими спинами ничего не видно. Счастливые! Подумалось, что было бы спокойнее ехать в салоне, чем в кабине. В это время события на дороге развиваются стремительно. Две маршрутки, подрезая друг друга, в буквальном смысле борются за своих клиентов. Водитель нашей "ГАЗели", между тем, не переставая ни на секунду говорить по телефону, соображать, считать, сдавать сдачу, начал подруливать левым локтем, стараясь-таки обогнать злосчастный маршрут № 18. Наша яхта впереди! Спиной чувствую маты водителей отставших авто. Смотрю на виртуоза езды - он спокоен, уверен в себе и занят очень важным, безотлагательным разговором. Молчу, хотя очень хочется прекратить это безобразие. Решил для чистоты эксперимента дождаться окончания разговора, так сказать, естественным путем. Когда он поймет, что это опасно? А музыка играет, за окном кипит жизнь. И только в отдельно взятой маршрутке время как будто остановилось. Пусть мир подождет, водитель занят!
Я вышел на Завенягина. Нас очередной раз обогнал маршрут № 18, взяв реванш на крутом повороте. Моя, ставшая родной, "газелька" умчалась, нервно мелькнув желтым задом. Водитель так и не оторвал заветного телефона от уха, глубоко погрузившись в проблемы своего бытия. Счастливого пути! Да не будет тебе преград на пути. Да обойдут тебя горести и печали…
Что делать и кто виноват? Как решить эту проблему? Понятно, что однозначных ответов не существует.
Понравился проект, озвученный кем-то в Интернете. Раз муниципальный транспорт так убыточен, что все равно требует постоянных денежных вливаний из бюджета, давайте сделаем его бесплатным! Все равно же компенсируем убытки за счет населения. Утопия? Да. Но мысль интересная! Не торопитесь смеяться, давайте помечтаем.
Переосмыслив политику перевозок, исходя уже не из прибыли, а из нужд и удобства граждан, можно составить славную конкуренцию частным перевозчикам. В часы пик на напряженные участки пускать все, что есть в наличии, а в остальное время - перевозки из целесообразности, без гонок и погони за самоокупаемостью. Останется время на ремонты, повышение качества обслуживания и удобства для населения, осмысление новых видов услуг, неведомых ранее.
А где деньги, Зин? Может, стоит ввести небольшой, но обязательный налог с жителей города? С каждого по пятачку, и проблема с общественным транспортом отпадет сама собой. Есть надежда, что начальник, не обремененный финансовыми обязательствами, начнет думать о тех, кто его содержит, платит ему зарплату. Думать не о деньгах, а о людях. Есть такая утопическая надежда. Представьте, что вы и члены вашей семьи бесплатно, удобно и неспешно можете добраться до любого пункта назначения. Не думая о том, сколько это стоит. Просто сел и поехал. Пересел и - дальше тронулся…
Что будут делать частники? Меняться к лучшему, бороться за клиентов, улучшать услуги населению, думать будут. Они не исчезнут, но поменяют тактику в сторону безопасности и удобства.